ДООП ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (1)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
«ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»

СОСТАВЛЕНА на основании примерных программ, рекомендованных федеральным
агентством по культуре и кинематографии научно - методическим центром по
художественному образованию (Москва 2002-2006г.)

Одобрено школьным
методическим объединением
МБУДО «ДШИ»
«19» сентября 2020 г.

Разработчик: Усова Марина Олеговна, зам. директора МБУДО «ДШИ г.Макарова»
Рецензент: Сталевская Наталья Анатольевна, директор МБУДО «ДШИ г Макарова»

2

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка.
Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы.
Учебный план.
График образовательного процесса.
Программы учебных предметов.
Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации, результатов освоения
образовательной программы обучающимися.
7. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности
образовательного учреждения.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

3

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика образовательной программы, ее место и роль в образовательном
процессе
Дополнительная
общеразвивающая
образовательная
программа
в области декоративного творчества «Декоративно-прикладное искусство» (далее - Программа)
с 4-летними сроком освоения разработана во исполнение части 2 статьи 83 Федерального
Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012года №273-ФЗ на
основании рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусства (Приложение к письму
Минкультуры России от 19 ноября 2013г. №191). Порядком организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ
Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008). Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) – Письмо
Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14 (постановление Главного
государственного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
Программа является нормативно-управленческим документом муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования «ДШИ г. Макарова», разработана с
учетом настоящих рекомендаций (ч.21, ст.83), а также кадрового потенциала и материальнотехнических условий образовательной организации, региональных особенностей.
Программа имеет художественную направленность, так как ориентирована на развитие
общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей,
носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого
самовыражения, творческой самореализации учащихся с учетом их возможностей и мотивации.
Актуальность программы в области декоративно-прикладного творчества заключается в
создании особой, развивающей образовательной среды, которая способствует не только
формированию у учащихся комплекса знаний, умений и навыков в области прикладного
творчества, но и направлена на воспитание и развитие у обучающихся эстетических взглядов,
потребности общения с духовными ценностями, вне зависимости от выбранного в дальнейшем
направления профессионального роста.
ДООП «Декоративно-прикладное искусство» ориентирована на развитие творческих
способностей подрастающего поколения, формирование устойчивого интереса к
творческой деятельности; создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей.
Срок освоения образовательной программы составляет 4 года. Специального отбора
учащихся на данную программу нет. Возраст учащихся, приступающих к освоению ДООП
«Декоративно-прикладное искусство» - от 6,6 до 12 лет.
ДООП «Декоративно-прикладное искусство» обеспечивает освоение базового уровня
декоративно прикладного творчества. Основной задачей данного уровня обучения является
вовлечение учащихся в процесс творчества, приносящий радость общения с прекрасным и
ощущение собственной значимости.
По окончании срока освоения программы выпускники, успешно освоившие программу и
прошедшие итоговую аттестацию, считаются окончившими полный курс ДООП

4

«Декоративно-прикладное искусство». Учащимся, выдается свидетельство об окончании
программы «Декоративно-прикладное искусство».
Деятельность ребенка в области декоративно прикладного творчества становится, подчас,
значимой частью его жизни, заполняет активное жизненное пространство, поэтому
рекомендуемая продолжительность недельной аудиторной нагрузки в условиях реализации
данной программы может 4-5 часов в неделю в зависимости от года обучения.
Основной принцип, лежащий в основе Программы «Декоративно-прикладное
искусство» - единство эстетического воспитания и формирования навыков творческой
деятельности учащихся, который в последствии закладывает основу личностного роста и
творческого развития.
Общеразвивающая программа реализуется посредством:
- личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовнонравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности к
успешной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;
- вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития
личности;
- обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы в области искусства,
а также при наличии способностей ребенка, возможности его перевода с дополнительной
общеразвивающей программы на обучение по предпрофессиональной программе в области
искусств.
Цель и задачи программы учебного предмета
Целью занятий по учебному предмету является формирование целостной художественноэстетической развитой личности и приобретение обучающимися теоретических знаний и
художественно-творческих умений, и навыков в области декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- воспитать и развить у обучающихся личностные качества, позволяющие уважать и
принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- создать условия для воспитания детей в творческой атмосфере, обстановке
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной
требовательности;
- сформировать у учащихся эстетические взгляды, нравственные установки и потребность
общения с духовными ценностями;
- сформировать у обучающихся умение самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
- выработать у обучающихся личностные качества, способствующие освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации, умению давать объективную
оценку своему труду, формированию коммуникативных навыков, определению наиболее
эффективных способов достижения результата.
Срок реализации программы учебного предмета
При реализации программы «Декоративно-прикладное искусство» со сроком обучения
4 года продолжительность учебных занятий: первый год обучения - 33 недели (дополнительные
каникулы), со второго по четвертый год обучения составляет 34 учебных недели в год, по 4 -5
часов в неделю (в зависимости от года обучения), из них – 4-5 часов – аудиторная нагрузка, 1
час – самостоятельная работа.

5

Содержание Программы направлено на освоение следующих учебных предметов:
«Бумагопластика», «Работа с материалом (природным и бросовым)», «Аппликация», «Основы
композиции и творчества», «Народные промыслы».
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность в группе - от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Педагог
может также в процессе занятия организовывать учащихся в небольшие группы по 2-3 человека,
чтобы они имели возможность работать совместно, объединяя свои усилия в творческом
процессе.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебных
предметов;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки учащихся;
 формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
- игровой.
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных целей и задач и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях
декоративно прикладного искусства.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и
видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут
пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных
тем. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебнометодической литературой по изобразительному, декоративно-прикладному искусству,
художественными альбомами.
Мастерская просторная, светлая, оснащена необходимым оборудованием, удобной
мебелью, наглядными пособиями.

6

II.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ОСВОЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Результатом освоения Программы «Декоративно-прикладное искусство» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области творческой подготовки:
- знаний основных средств выразительности декоративно-прикладного искусства;
- умений изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;
-умений копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно
прикладного творчества, народных художественных ремесел;
- навыков работы в различных техниках и материалах;
- навыков подготовки работ к экспозиции.
в области историко-теоретической подготовки:
- первичных знаний о видах народного художественного творчества;
- первичных знаний основных эстетических и стилевых направлений в области ДПИ;
-знаний основных средств выразительности декоративно-прикладного искусства, народных
художественных ремесел;
- знаний наиболее употребляемой терминологии декоративно- прикладного искусства,
народных художественных ремесел.
Личностные результаты:
• формирование устойчивой мотивации к занятиям творческими видами деятельности;
• формирования умения анализировать свои творческие возможности;
• формирование умения способности обучающегося к саморазвитию и творческому росту;
• формирование умения применять приобретенные навыки в повседневной жизни.
Метапредметные результаты:
Познавательные
•развитие мотивации к творческим видам деятельности, самостоятельности, активности;
• формирование навыка учебной и познавательной деятельности;
• овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки художественных композиций;
•определение наиболее эффективных способов достижения результата в исполнительской и
творческой деятельности.
Коммуникативные
• формирование культуры общения, активной жизненной позиции;
• формирование умения воспринимать себя как часть творческого коллектива;
• продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие).
Регулятивные
• формирование умения планировать свою деятельность и оценивать свои возможности;
• навыки решения нестандартных творческих задач в поставленных условиях.
• позитивная самооценка своих художественно-творческих возможностей.

7

Результаты освоения программы по учебным предметам обязательной части должны
отражать:
«Бумагопластика»:
- знание понятий: «пропорция», «симметрия»;
- знание законов перспективы;
- умение последовательно доводить начатое до конца;
- умение работать со схемами и инструкциями.
«Аппликация»:
- свойства используемых материалов, их возможностей и эстетических качеств;
- разнообразные техники в аппликации;
- художественные и эстетические свойства цвета, основные закономерности создания цветового
строя;
- специальную терминологию.
«Работа с материалом (природным и бросовым)»:
- сформировать комплекс первоначальных знаний о природном и бросовом материале, его
видах;
- знание особенностей при работе с природным материалом;
- умение работать в различных техниках при изготовлении объекта или предмета;
- знание особенностей при работе с бросовым материалом;
- умение работать в различных техниках при изготовлении объекта или предмета;
- умение применять различные инструменты и приспособления при выполнении работы;
- знание Т.Б. при работе.
«Основы композиции и творчества»:
- знания о многообразии декоративно-прикладного искусства;
- знания о традиционных народных ремеслах;
- умения владеть различными техниками декоративно-прикладного творчества;
- умения приемом составления и использования композиции в различных материалах и
техниках;
- навыки создания объектов в разных видах декоративно-прикладного творчества;
- навыки планировать последовательность выполнения работы на разных ее этапах.
«Народные промыслы»:
- сформированный комплекс первоначальных знаний о народных промыслах, его видах и
жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса,
пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства;
- знание особенностей народных промыслов;
- умение работать в различных техниках при изготовлении объекта или предмета;
- умение применять различные инструменты и приспособления при выполнении работы в
технике народные промыслы.

8

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

III.

Программа включает в себе следующие предметные области:
1. Предметы художественно-творческой подготовки:
«Бумагопластика» – 1 час в неделю (1кл.);
«Аппликация» - 1 час в неделю (1-4 кл.)
«Работа с материалом» - 1 час в неделю (2-3 кл.);
2. Предмет историко-теоретической подготовки:
«Основы композиции и творчества» - 1 час в неделю (1-4 кл.).
3. Предмет по выбору:
«Народные промыслы» – 1-3 час в неделю (1-4 кл.)
А также самостоятельные занятия, которые предполагают выполнение индивидуальной
творческой работы учащегося при подготовке к выставкам в образовательной организации, а
также для участия в городских, региональных, всероссийских и международных мероприятиях.
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренных на освоение ДООП
«Декоративно-прикладное искусство» («Бумагопластика», «Аппликация», «Работа с
материалом», «Основы композиции и творчества» и «Народные промыслы»).
Вид учебной работы, нагрузки,
аттестации
Годы обучения
Полугодия
Аудиторные занятия в часах
Самостоятельная работа в часах
Максимальная учебная нагрузка в
часах

Всего
часов

Затраты учебного времени
1-й год
1
2
64
68
16
17
80
85

2-й год
3
4
64 72
17 17
81 89

3-й год
5
6
80 90
17 18
97 108
8

4-й год
7
8
80 90 608
17 18 137
97 108
745

Учебный план для дополнительной общеразвивающей программы в области
декоративно-прикладного творчества «Декоративно-прикладное искусство»

1.1

Наименование предметной Количество аудиторных
области/учебного предмета часов в неделю
1 2 класс 3класс 4класс
класс
2
1
Учебные предметы
2
2
творческой подготовки:
Бумагопластика
1
-

1.2

Аппликация

1

1

1

1

1.3

Работа с материалом
(природным и бросовым)
Учебный предмет
историко-теоретической
подготовки

-

1

1

-

1

1

1

1

№

1.

2.

9

Аттестация
(классы)

ВЫСТАВКА РАБОТ
1кл.
ВЫСТАВКА РАБОТ
ВЫСТАВКА РАБОТ
2, 3 КЛ.

2.1

Основы композиции и
творчества

1

1

1

1

3.

Учебный предмет по
выбору:
Народные промыслы

1

1

2

3

1

1

2

3

Всего:

4

4

5

5

3.1

КОНТРОЛЬНЫЙ
УРОК 2,3 КЛ.
ЗАЧЕТ 4КЛ.

ВЫСТАВКА РАБОТ
1-4 КЛ.
ЭКЗАМЕН 4 КЛ.

Примечания к учебному плану:
1. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа (ДООП) «Декоративноприкладное искусство» сроком освоения 4 года
2. Количественный состав групп по предметам должен составлять в среднем 6-10 человек.
3.Дополнительно можно предусмотреть по 0,5 недельных учебных часа на каждую группу
учащихся 1-4 классов для подготовки художественных работ к участию в конкурсах и выставках.
4. Выпускники 4 класса, успешно прошедшие итоговую аттестацию, считаются окончившими
полный курс ДООП «Декоративно-прикладное искусство».

10

IV. ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
График образовательного процесса отражает бюджет времени реализации Программы и
утверждается в ДШИ ежегодно. При реализации Программы предусмотрены аудиторные и
внеаудиторные
(самостоятельные)
занятия.
Продолжительность
академического
часа
устанавливается уставом образовательной организации и составляет 40-45 минут.
При реализации Программы со сроком обучения 4 года продолжительность учебного года
составляет: в первом классе - 33 недели, со второго по четвертый– 34 недели. В учебном году
предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. А в первом классе, для обучающихся по
ОП со сроком обучения 4 года устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Осенние,
зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных
образовательных программ начального общего и основного общего образования.
Качество реализации Программы обеспечивается за счет: доступности, открытости,
привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания Программы;
наличия комфортной развивающей образовательной среды; наличия качественного состава
педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование,
соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 33-34 недель реализация аудиторных занятий, в остальное время деятельность педагогических работников должна
быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также
освоение дополнительных профессиональных образовательных программ.

V. ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
При реализации ДООП в области декоративно-прикладного искусства со сроком обучения 4
года реализуются следующие учебные предметы:
1. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно
прикладного искусства «Бумагопластика», 1 год обучения (1 класс).
2. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративноприкладного искусства «Аппликация», 4 года обучения (1-4 класс).
3. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области
декоративно-прикладного искусства «Работа с материалом», 2 года обучения (2-3 класс).
4. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно
прикладного искусства «Основы композиции и творчества», 4 года обучения (1-4 класс).
5. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно
прикладного искусства «Народные промыслы», 4 года обучения (1-4 класс).
(Программы учебных предметов прилагаются)

VI.

СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ
АТТЕСТАЦИЙ

11

Оценка качества реализации общеразвивающей образовательной программы включает в
себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой
аттестации используются такие формы, как зачеты, контрольные уроки, устные опросы,
письменные работы, тестирование, технические зачеты, контрольные просмотры, выставки.
Текущий контроль успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Для этого создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания,
контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания,
умения, навыки. Фонды оценочных средств соответствуют целям и задачам общеразвивающей
программы, и ее учебному плану.
При проведении зачета качество подготовки обучающегося фиксируется в зачетной
ведомости словом «зачет». При проведении дифференцированного зачета или контрольной
работы качество подготовки обучающегося оценивается по пятибалльной шкале: «отлично»;
«хорошо»; «удовлетворительно»; «неудовлетворительно». По завершении изучения учебных
предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая
заносится в свидетельство об окончании детской школы искусств.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые должны
соответствовать целям и задачам общеразвивающей программы, и ее учебному плану.
По окончании полугодий учебного года оценки выставляются по каждому изучаемому
предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена по учебному предмету
«Народные промыслы». По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Требования к выпускному экзамену
определяет образовательное учреждение самостоятельно, разрабатываются критерии оценок
итоговой аттестации в соответствии с содержанием программы.

VII.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Реализация Программы представляет собой систему требований к учебно-методическим,
кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы с
целью достижения планируемых результатов освоения Программы.
Качество реализации общеразвивающей программы должно обеспечиваться за счет:
12

- доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных
представителей) содержание общеразвивающей программы в области искусств;
- наличия комфортной развивающей образовательной среды;
-качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное
или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
Образовательная организация должна взаимодействовать с другими образовательными
организациями, реализующими образовательные программы в области искусств, с целью:
- использование передовых педагогических технологий, организации творческой
деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов,
фестивалей, мастер-классов, олимпиад);
- организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций
(выставочных залов, музеев и др.).
Программа обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным
предметам.
Внеаудиторная работа используется на выполнение домашнего задания обучающимися,
посещение ими учреждений культуры, участие обучающихся в творческих мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и
обеспечивается учебниками, учебно-методическими
изданиями и видеоматериалами в
соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
Реализация Программы обеспечивается консультациями для обучающихся, которые
проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам,
творческим конкурсам и другим мероприятиям.
Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектован печатными изданиями
дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам.
Образовательная организация может предоставлять обучающимся возможность
оперативного обмена информацией с отечественными образовательными организациями,
учреждениями и организациями культуры, а также доступ к современным базам данных и
информационным ресурсам сети Интернет.
Материально-технические
условия
обеспечивают
возможность
достижения
обучающимися результатов предусмотренных общеразвивающей программой в области
искусств. Материально-техническая база детской школы искусств соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. Соблюдать своевременные сроки текущего
и капитального ремонта
Минимально необходимый для реализации общеразвивающей Программы перечень
учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения,
соответствует профилю программы.

13

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 07.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (42443) 52-2-92

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».