Методическое пособие. Автор Просветова И.В.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Макарова» Сахалинской области
(МБУДО «ДШИ г. Макарова»)

Методическое пособие «Исторический пейзаж. Цикл
уроков по теме «Люблю тебя мой край родной»

Номинация: Учебно-методическое издание
Вид издания: Методическое пособие

Автор Просветова Ирина Владимировна
Преподаватель изобразительного искусства
I категории МБУДО «ДШИ г. Макарова»

Макаров
2021

Содержание
Разделы

Содержание разделов

Пояснительная

4-12

записка
1. Введение

Стр.

Обоснование выбора темы « Исторический
пейзаж. Цикл уроков по теме «Люблю тебя

13-16

мой край родной»
2. Основная часть

2.1 Краткие сведения о русском
историческом пейзаже
2.2 Принцип краеведения и выбор
знакового места г. Макарова

17-19

20-22

2.3 Цикл уроков по теме исторический
пейзаж «Люблю тебя мой край родной»
2.3.1 Урок по истории искусств
«Исторический пейзаж»
2.3.2 Урок-экскурсия в краеведческий
музей г. Макарова по теме «Прошлое и

23
23-26

27-28

настоящее города»

Заключение

2.3.3 Пленэр

29-30

Выводы и итоги

31-33

Список литературы
Приложение

34-35
Иллюстрации
Город Макаров – Малая Родина

36

1. Иллюстрации к разделу 2.2 Принцип
краеведения и выбор знакового места
г. Макарова
2

34-42

2. Иллюстрации к разделу 2.3.1 Урок по
истории искусств «Русский

43-45

исторический пейзаж»
3. Иллюстрации к разделу 2.3.2 Урок -

46-53

экскурсия в краеведческий
музей г. Макарова
4. Зарисовки в краеведческом музее
5. Иллюстрации к разделу 2.3.3 Пленэр

54-55
56-61

6. Выставки «Люблю тебя мой край
родной» в краеведческих музеях

62-64

г.Макарова и г.Поронайска
7. Мероприятия на городской площадке
8. Фестиваль «Мы вместе»
9. Работа в кабинете

3

65
66
66

Пояснительная записка к методическому пособию «Цикл занятий
исторический пейзаж «Люблю тебя мой край родной»
Основой для методического пособия послужила итоговая аттестационная
работа Исторический пейзаж «По следам прошлого», выполненной автором при
прохождении дополнительной профессиональной программы переподготовки
«Изобразительное искусство». Тема исторического пейзажа с использованием
элементов городского архитектурного пейзажа была проработана автором в
теоретическом и практическом плане, проведен весь комплекс мероприятий
исследовательского характера, выполнены творческие работы, закономерно
возникла

идея

использования

наработанных

знаний

в

практической

педагогической деятельности.
Так как исторический пейзаж стилистически вариативен, он предполагает
многообразия вариантов проведения занятий с детьми. Был сформирован цикл
занятий «Люблю тебя мой край родной» из трех основных разделов:
 Уроки по предмету история искусств. «Русский исторический пейзаж».
 Урок – экскурсия в краеведческий музей «Прошлое и настоящее города»
 Пленэр и практические занятия на уроках рисунок и живопись по теме.
«Люблю тебя мой край родной»
Занятия основаны на синтезе изобразительного искусства и истории. Такой
подход продиктован особенностями жанра "исторический пейзаж", в котором
переплетены искусство и историческая реальность.
Предполагалось, что интегративный (объединительный) характер уроков на
стыке изобразительного искусства и истории повысит интерес к учебе, даст
детям ощущение личной включенности в творческий процесс. Решит проблему
затруднений, особенно у детей младшего возраста, самостоятельно выбрать тему
и сюжет для творческой работы, применять на практике полученные знания.
В практической педагогической деятельности, на первом этапе, цикл занятий
исторический пейзаж «Люблю тебя мой край родной» был использован как
внепрограммный

компонент

в

обучении
4

для

всех

возрастных

групп

обучающихся. После отработки, цикл занятий исторический пейзаж «Люблю
тебя мой край родной», как авторский блок, был включен в учебный план
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства для
учащихся 6.6-10 лет и учащихся 11-16 лет.
Авторский блок занятий органично вошел в состав дополнительной
общеобразовательной программы как составная часть, не нарушив ее
целостность и структуру, дополнил существующую систему оценок и критериев
результатов и достижений учащихся. Существенно повысил воспитательную
составляющую в учебном процессе, вовлеченность учащихся в выполнение
учебных заданий, стимулировал детей на участие в мероприятиях в рамках
городских, региональных и областных проектах.
Срок применения авторского блока Исторический пейзаж «Люблю тебя мой
край родной» как составной части дополнительной общеобразовательной
программы – четыре года.
Основная часть методического пособия
Приводится обоснование выбора темы для цикла уроков исторический
пейзаж «Люблю тебя мой край родной».
Даются краткие сведения о русском историческом пейзаже.
Рассмотрены

принципы

краеведения,

как

элемент

использования

патриотизма и эмоциональной включенности детей. Выбрано знаковое место г.
Макарова, как объекта для сюжетов исторической направленности.
Даны основные акценты уроков по истории искусств, урока-экскурсии в
городской краеведческий музей и работы на пленэре.
Подведены итоги и сделан вывод о целесообразности использовать
предложенное

методическое

пособие

в

практической

педагогической

деятельности и в образовательном процессе.
Настоящее методическое пособие является обобщением практического опыта
и предназначено для преподавателей изобразительного искусства в ДШИ.
Методическое пособие содержит алгоритм проведения рекомендуемого
цикла занятий исторический пейзаж «Люблю тебя мой край родной» и может
5

стать основой в работе, в том числе с младшими школьниками, так как она
быстро формирует необходимые знания, умение и навыки в конкретных
заданиях и самостоятельной работе детей. Многоплановость содержания,
заложенного в произведениях жанра "исторический пейзаж", и, соответственно,
в восприятии произведений этого жанра, побуждает учащихся к творческому
применению полученных знаний, и позволяет преподавателю успешно решать
задачи эстетического и художественного развития и воспитания.
Методики использованные в методическом пособии «Цикл занятий
исторический пейзаж «Люблю тебя мой край родной»
 Принцип актуальности и целесообразности разработки.
 Метод библиографических исследований. Анализ искусствоведческой,
исторической, методической и краеведческой литература по теме
исследования.


Принцип достоверности, метод личной убежденности в материале.

 Изучена история и дана оценка городской среды.
 Применение интегрированных уроков - одно из содержательных
направлений основного и дополнительного образования, как основное
средство повышения активности учащихся на уроках изобразительного
искусства.

Использование

технологии

интегрированных

уроков

оптимизирует процесс саморазвития учащихся.
 Выбор основной темы Цикла уроков Исторический пейзаж. «Люблю тебя,
мой край родной». Так как одним из мощных объединительных факторов
для людей является общая история, причастность к традициям и культуре
родной земли. В живописи этим требованиям наиболее соответствует
исторический жанр.
 Введение в состав цикла уроков Исторический пейзаж. «Люблю тебя, мой
край родной» принципа краеведения, с целью опоры на внутренний
патриотизм и любовь к родному краю для повышения эмоциональной
вовлеченности детей в учебный процесс.
6

 Использование

принципа

историчности.

Городской

пейзаж

несет

отпечаток историчности не только при изображении архитектурных
памятников, но и изображений современных зданий и улиц. С течением
времени такой рисунок непременно станет историческим свидетельством
для будущих поколений.


Выполнение учениками серии рисунков и живописных работ городской
среды, эскизов композиции храмового комплекса Сиритори дзиндзя по
историческим материалам и с натуры на пленере.



Метод экстраполяции - перенос полученных знаний на «мир рядом», в
повседневность - раскрывает творческий потенциал, потому, что объект
творчества всегда с вами.



Исследовательский метод. Работа в историческом жанре всегда носит
характер

исследовательский,

экспериментальный.

а

Выполняя

часто
пейзаж

в

определенной

далекой

эпохи,

степени
художник

изображает на картине определенную историческую обстановку, не
опираясь на непосредственное восприятие изображаемого, а базируясь на
историческом материале, сохранившихся архитектурных памятниках и
собственных представлениях об ушедшей эпохе. Приобщение детей к
такой работе было реализовано через посещение краеведческого музея г.
Макаров.


Частично-поисковый метод, или эвристический – постепенная подготовка
обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.



Репродуктивный метод - формирование навыков и умений использования
и применения полученных знаний. Самостоятельное определение сюжета
в пределах заданной темы и самостоятельный выбор ранее изученных
техник.



Пленер, как метод наглядного обучения. Рисование с натуры приучает
мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к
анализу натуры. Важен для общего развития ребенка.
7



Принцип рефлексия - совместная деятельность учащихся и педагога
позволяет совершенствовать учебный процесс ориентируясь на личность
каждого учащегося.



Использование репликаций (откликов на представленные произведения
изобразительного искусства), как метода саморефлексии, позволяющий
преподавателю оперативно, по итогам только что проведенных занятий
понять, как усвоен учащимися материал, в какой степени ребенок вовлечен
в работу, достигнута ли цель занятия, в каких аспектах необходимо
усилить акценты, какие корректировки нужно внести учебный процесс.



Метод эффективности и тиражирования опыта. Возможность повторить
опыт авторского блока - цикл занятий Исторический пейзаж «Люблю тебя
мой край родной» на других педагогических площадках. Разработка может
использоваться в работе, в том числе с младшими школьниками, так как
она быстро формирует необходимые знания, умение и навыки в
конкретных заданиях и самостоятельной работе детей.



Принцип стимулирование детей на участие в мероприятиях в рамках
городских, региональных и федеральных проектах и конкурсах.



Воспитательная направленность разработки.

К трудностям тиражирования опыта данной методического пособия, автор
относит проблему выбора основного исторического объекта, поскольку в
методическом

пособии

рассмотрено

знаковое

место,

характеризующее

конкретно г. Макаров. Для других территорий в выборе знакового места или
символа

города

практическую

помощь

могут

оказать

специалисты

краеведческого музея или преподаватель может опираться на собственные
предпочтения.
Методическое пособие «Цикл занятий исторический пейзаж «Люблю тебя
мой край родной» составлена в соответствии с «Методические рекомендации по
разработке учебно-методического комплекса по предметам дополнительных
8

предпрофессиональных и общеразвивающих программ в области искусств».
(ИРОСКИ, г. Москва, 2016).
Направленность методического пособия «Исторический пейзаж. Цикл
уроков «Люблю тебя, мой край родной»:
Цикл уроков исторический пейзаж «Люблю тебя, мой край родной»
направлен на формирование устойчивых знаний, умений и навыков по
выполнению живописных и графических работ на занятиях живописи и рисунка,
освоение теоретических знаний в беседах об искусстве и в истории
изобразительного искусства. В процессе обучения каждый учащийся должен
овладеть

навыками

самостоятельного

умения

отображать

жизненные

впечатления в композициях, этюдах и рисунках.
Учебный материал ориентирован на выработку доступных для учащихся
умений и навыков.
Уровень методического пособия «Исторический пейзаж. Цикл
уроков «Люблю тебя, мой край родной»:
Цикл уроков «Исторический пейзаж «Люблю тебя, мой край родной» базового уровня. Ориентирован на освоение изобразительного искусства,
углубление и развитие интересов и навыков у учащихся, формирование
устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности, формирование
специальных

знаний

и

практических

навыков,

развитие

творческих

способностей ребёнка.
Форма обучения: очная.
Актуальность:
В цикл уроков «Исторический пейзаж «Люблю тебя, мой край родной»
включены практические занятия по изучению культурного наследия родного
края, с опорой на внутренний патриотизм, которые помогают освоить разные
техники и изобразительные средства, а также направлены на развитие
аналитического мышления, зрительной памяти и самостоятельности при
выполнении задания, повышают мотивацию к занятиям

9

Отличительные особенности

(новизна)

Методического

пособия

«Исторический пейзаж Цикл уроков «Люблю тебя, мой край родной»:
Цикл уроков исторический пейзаж «Люблю тебя, мой край родной»
разработан с учётом современных образовательных технологий, которые
отражаются в следующем:
- принцип обучения (индивидуальность, доступность, результативность)
- формы и методы обучения (интегрированные урок по истории искусств –
исторический пейзаж с включением принципа краеведения, использование
интерактивных средств в обучении, экскурсия в краеведческий музей, пленэр,
Суммарный объём учебной нагрузки :

46 часов

1. Исторический пейзаж.(беседы об искусстве)

8 часов

2. Урок-экскурсия в краеведческий музей г. Макарова
с последующим выполнением набросков и зарисовок (рисунок) 14 часов
3. Пленэр (рисунок, живопись, )

24 часа

Учебные часы предусмотрены в составе учебного плана ДООП в
соответствующих разделах по предметам история искусств, рисунок, живопись,
композиция.
Цели: способствовать выполнению всех задач поставленных в ДООП.
1. Научить детей видеть - воспринимать - познавать произведение
изобразительного искусства, постигать образ, созданный художником;
познакомить с историей, воплощенной в художественных образах; учить
самовыражению в художественной деятельности; познакомить с жанром
"исторический пейзаж", а также способствовать развитию фантазии и
воображения учащихся, чувства красоты и гармонии.
2. Содействовать культурному, патриотическому и эстетическому развитию
школьников, формировать трепетное отношение к родной природе,
воспитывать аккуратность, чувство гармонии, терпение и трудолюбие.
3. Решить проблему затруднений, особенно у детей младшего возраста,
самостоятельно выбрать тему и сюжет для творческой работы, применять
на практике полученные знания. Повысить осознанность в работе 10

применении разных техник при выполнении рисунка, использование
ранее изученных и освоенных приёмов, выборе сюжетов для будущих
работ.
4. За счет введение в состав авторского блока принципа краеведения, с
целью опоры на внутренний патриотизм и любовь к родному краю
повысить эмоциональную вовлеченность детей в учебный процесс.
5. Мотивировать учащихся к активному участию в конкурсах и выставках,
мероприятиях школьного, муниципального, регионального и
федерального уровня.
Задачи:
Для достижения поставленных целей определяются следующие задачи:
образовательная – дать знания, умения и навыки в освоении основных
художественно-изобразительных средств; Дать знания по истории искусств,
научить на примере исторического пейзажа способу экстраполяции - переносу
полученных знаний на «мир рядом»,
развивающая -, развивать внимание, образное и пространственное мышление,
развивать творческую активность, стремление к экспериментам и умение
работать самостоятельно;
воспитательная – сформировать уважительное отношение к мировому
культурному наследию, традициям, культуре и истории родного края, воспитать
трудолюбие, аккуратность, усидчивость, прививать доброжелательность и
дружескую атмосферу коллективного сотворчества
Планируемые результаты:
Повысится:
- мотивация к обучению, осознанность в применении изученных техник и в
выборе сюжетов для творческих работ.
-мотивация учащихся к участию в творческих конкурсах, выставках
мероприятиях школьного, муниципального, регионального и федерального
уровня.
-эмоциональная вовлеченность в учебный процесс и активность на уроке.
11

Повысится:
- готовность учащихся к активной учебно-познавательной
-деятельности на основе опорных знаний.
- сформируются навыки и умения использования и применения полученных
знаний. Самостоятельное определение сюжета в пределах заданной темы и
самостоятельный выбор ранее изученных техник.
Укрепится чувство причастности к традициям и культуре родной земли.
Будет достигнут дополнительный положительный эффект в достижении всех
результатов, ожидаемых от ДООП в целом.
Поскольку все педагогические цели и

воспитательные задачи

при

практической педагогической работе по циклу уроков исторический пейзаж
«Люблю тебя, мой край родной» были выполнены, по полученным итогам,
автором в 2020 г. сделан доклад на Областной методической секции
преподавателей изобразительного искусства ДШИ и ДХШ Сахалинской области
с использованием видео ряда и интерактивного оборудования.

12

Введение
Обоснование выбора темы для «Исторический пейзаж. Цикл уроков
«Люблю тебя мой край родной»
В 2017 г. при прохождении дополнительной профессиональной программы
переподготовки «Изобразительное искусство» автором была выполнена
итоговая аттестационная работа Исторический пейзаж «По следам прошлого».
Выбор данной темы был обусловлен, в первую очередь, интересом к истории
города и создание его художественного образа.
Одним из мощных объединительных факторов для людей является общая
история, причастность к традициям и культуре родной земли. В изобразительном
искусстве этим требованиям наиболее соответствует исторический жанр и жанр
исторического пейзажа,
Поскольку тема исторического пейзажа с использованием элементов
городского архитектурного пейзажа была проработана в теоретическом и
практическом плане, проведен весь комплекс мероприятий исследовательского
характера, выполнены творческие работы, закономерно возникла идея
использования

наработанных

знаний

в

практической

педагогической

деятельности. Появилась идея создания цикла уроков на тему:
Исторический пейзаж «Люблю тебя, мой край родной»
В основе методического пособия темы цикла уроков: исторический пейзаж
«Люблю тебя мой край родной» заложен принцип развитие художественных
способностей у детей на основе знакомства с историей, культурой своей малой
родины.
Были изучены и проанализированы искусствоведческая, историческая,
методическая и краеведческая литература по теме исследования. Даны описание
жанра исторический пейзаж, описание архитектурный и городской пейзаж с их
разновидностями – ведута и каприччио, описание русского исторического
пейзажа и творчества основоположников жанра Васнецова А. М. и Богаевского
К. Ф., описание японской живописи и стиля Суми-Э. Изучен метод

13

практикуемый

архитекторами

при

работе

с

памятниками

старины

–

художественная реконструкция объекта – проект реконструкции.
Проведены библиографические исследования и изучена история города и дана
оценка его городской среды.
Во временном отношении «японский» период недалек, сохранились
материальные объекты (в целостном состоянии и руины), которые позволяют
прочувствовать, в том числе тактильно, руками структуру материала, увидеть
вязь иероглифов на остатках культовых сооружений, буквально ощутить
дыхание времени.

Еще реально присутствие смешения двух культур в

ментальной, религиозной, духовной сферах, что находит свое отражение в
архитектуре, еще ощутимо различное отношение национальных культур к среде
обитания, природе.
Был определен мемориальный, архитектурный, исторически сложившийся
Знак-символ г. Макарова, а также проведена фотофиксация нынешнего
состояния объекта (Храмового комплекса Сиритори дзиндзя). А также были
изучены особенности японской архитектуры, Дано описание архитектуры
синтоистских храмов и храма Сиритори дзиндзя. Выполнена серия исторических
пейзажей в смешанной акварельной технике.
Изучение жанра исторический пейзаж, как цикл уроков включает:
- знакомство с историей возникновения исторического пейзажа;
-знакомства

учащихся

с

историй

родного

края

с

элементами

исследовательской работы на базе городского краеведческого музея;
- выполнение детьми работ на пленэре по теме «Городской пейзаж» и «Мой
город» с использованием в работе исторических мотивов. В дальнейшем
границы тематики были расширены. Окончательное название - Исторический
пейзаж «Люблю тебя мой край родной» задало границы сюжетов и послужило
обозначением всего цикла уроков.
Предполагается, что интегративный (объединительный) характер уроков на
стыке изобразительного искусства и истории повысит интерес к обучению и
творчеству.
14

Опора на внутренний патриотизм и любовь к родному краю повысит
эмоциональную вовлеченность детей в учебный процесс. Исследовательский, в
определенном

плане,

характер

краеведческой

работы

повысит

самостоятельность, особенно при выборе сюжета для конкурсных, творческих
работ. Положительно скажется на оценке и самооценке занятий ИЗО, а
следовательно и росту мотивации к учебе. Изучение техник акварельной
живописи в сюжетах исторического пейзажа поможет более детально
рассматривать окружающий мир, находить в нем основное, что будет
способствовать осознанному использованию освоенных ранее технических
приемов в самостоятельных творческих работах.
Особенную пользу в работе принесло изучение диссертации Грецкой Е.Е.
«Русский живописный исторический пейзаж. [4, с. 172]
Для достижения результатов необходима эмоциональная включенность
учащихся в творчество. Восприятие произведений изобразительного искусства в
ходе художественно-эстетического познания мира в младшем школьном
возрасте - сложный многогранный процесс. Понимание содержательной
стороны произведения и познание знаковой системы изобразительного
искусства сочетается с проявлением нравственно-эстетических чувств ребенка,
формированием оценочных суждений. При этом чрезвычайно важно ощущение
детьми личной включенности в процесс, не просто творческой включенности, а
и элементов сопричастности и сотворчества.
Одним из мощных объединительных факторов для людей является общая
история, причастность к традициям и культуре родной земли. В живописи этим
требованиям наиболее соответствует исторический жанр.
Может показаться, что исторический жанр - сложный жанр для восприятия
детьми младшего школьного возраста. Поэтому необходимо педагогически
осмыслить

и

организовать

работу

по

восприятию

произведений

изобразительного искусства этого жанра, превратив процесс восприятия
картины в творческий процесс, в структуру уроков включать различные
методики, предусматривающие активную сотворческую деятельность учащихся.
15

Рассматривая проблему восприятия младшими школьниками живописных
произведений различных жанров, надо исходить из того, что в процессе работы
с художественным произведением нельзя нарушать целостность восприятия
художественного образа. Все жанрообразующие элементы человек, природа,
архитектура имеют свой исторический антураж, поэтому, для того, чтобы
прикоснуться к истории, не нужно попадать в прошлое, нужно жить в
настоящем.
Цели занятий научить видеть - воспринимать - познавать произведение
изобразительного

искусства,

постигать

образ,

созданный

художником;

познакомить с историей, воплощенной в художественных образах; учить
самовыражению в художественной деятельности; познакомить с жанром
исторический пейзаж, а также способствовать развитию фантазии и воображения
учащихся, чувства красоты и гармонии.
Многоплановость

содержания,

заложенного

в

произведениях

жанра

"исторический пейзаж", и полифония восприятия произведений этого жанра
позволяет формировать у них любовь к истории, традициям и культуре родной
страны, решать задачи эстетического и художественного развития и воспитания.
Иными словами: заинтересовать, мотивировать, привлечь к творческому
подходу в учебе и применению полученных технических навыков в работе,
сотворчеству в переживании своих работ, как часть понятия МЫ.

16

2.1 Краткие сведения о русском историческом пейзаже
От

пейзажа

натурного

исторический

пейзаж

отличает

временная

отдаленность изображаемого от момента создания произведения. Как особый
образ, русский живописный исторический пейзаж сформировался на основе
художественного

ретроспективного

пейзажного

образа

в

составе

классицистической, романтической и реалистической исторической картины.
Формирование жанра "исторический пейзаж" в русской живописи было
обусловлено достижениями исторической науки и археологии, пейзажным
видением мира, сформировавшимся в русском искусстве в конце XIX века и
самим развитием системы жанров, особенно реалистической, обретающей в эту
эпоху полноту целостности. Кроме того, развитие книжной иллюстрации и
театральной декорации в русском искусстве способствовало появлению
исторических пейзажей в станковой живописи.
На рубеже веков исторический пейзаж в живописи разрабатывали
уникальные личности: художниками, археологами, историками были Николай
Рерих, Александр Бенуа, Константин Богаевский, Аполлинарий Васнецов. Они
были писателями и учеными, оставившими многочисленные литературные
труды. Люди, которые были настолько многогранны в своем творчестве, что
широту их художественных интересов можно сравнить с творческими
интересами художников эпохи итальянского возрождения. Художники, которые
могли мыслить масштабно, исторически и в то же время создавать произведения
искусства. Именно они создали "исторический пейзаж".
Предмет изображения жанра пейзаж далекого прошлого, окрашенный
эмоционально-личностным отношением художника к воссозданному им на
холсте миру. Способ преобразования предмета художественная реконструкция
(исторической эпохи или минувшего времени, прошлого "вообще"). Все
жанрообразующие элементы (человек, природа, общество) подчиняются
главному образу природы исторической эпохи, удаленной от художника

17

значительным промежутком времени, природы рукотворной (архитектура и
исторический антураж) и нерукотворной.
Типологически локальный жанр исторический пейзаж может существовать
как моноструктура - архитектурный и природный исторический пейзаж в
единстве

и

нераздельности

природы

и

архитектуры

(А. М. Васнецов,

К. Ф. Богаевский, Е. Е. Лансере) и как сдвоенный жанр "исторический
пейзаж историческая картина" (А. Н. Бенуа, А. М. Васнецов, Н. Н. Рерих и др.).
Моноструктурные исторические пейзажи и исторические пейзажи-картины
могут составлять циклы произведений, посвященных одной теме пейзажному
образу определенной исторической эпохи.
Границы жанра до некоторой степени условны. Можно говорить о наличии
такого

жанрового

пространства,

где

помимо

жанрово

"чистых"

есть

произведения, которые можно причислить и к тому, и к другому жанру.
Существуют переходные формы: исторический пейзаж исторический пейзажкартина

(произведения

Н. К. Рериха

и

А. Н. Бенуа);

историческая

картина исторический пейзаж-картина. ("Московский застенок. Конец XVI века.
Константино-Еленинские ворота Московского застенка на рубеже XVI
и XVII веков" А. М. Васнецова и др.).
В реалистической жанровой системе функцией исторического пейзажа было
создание конкретно-исторического и в то же время поэтического образа
исторического прошлого (А. М. Васнецов), В символизме целью исторического
пейзажа было создание образа мира, который мог бы быть альтернативной
моделью

реальности

К. Ф. Богаевского, мир

(мир

прекрасной

гармонии

природы

природы

и

легендарной

человека

в

страны

древности у

Н. К. Рериха).
Жанр "исторический пейзаж" обрел самостоятельность тогда, когда
совокупность тяготеющих к нему произведений создала особый и целостный
художественный образ, передающий идеи о существовании возможного на земле
гармоничного мира, пусть даже в историческом прошлом, мира, то сурового и
самобытного, то идеального.
18

Главный образ жанра являет собой мир, удаленный от художника
значительным промежутком времени и изображенный через историческую
обстановку, природную и архитектурную среду.
Предмет изображения жанра - пейзаж далекого прошлого, окрашенный
эмоционально-личностным отношением художника к воссозданному им на
холсте миру. Способ преобразования предмета - художественная реконструкция
(исторической эпохи или минувшего времени, прошлого "вообще"). Все
жанрообразующие элементы человек, природа, архитектура имеют свой
исторический антураж.
Ознакомление с памятниками архитектурной летописи истории приводит к
выводу, что картина, представляющая органический сплав архитектурного
ансамбля с выразительным по своей неповторимости фрагментом природы, не
может оставить равнодушным любого зрителя.

19

2.2 Принцип краеведения и выбор знакового места г. Макарова
Знакомство с мировым живописным наследием и, в частности, с русской
школой исторического пейзажа, предоставляет возможность формирования
первых основополагающих ценностных ориентиров, воспитывает вкус и дает
основные эстетические установки, опираясь на которые, ученик может
высказывать своё мнение об изображаемом и сравнивать его с личными
наблюдениями,

а

также

учиться

смотреть

и

понимать

произведения

изобразительного искусства. Однако, именно экстраполяция - перенос
полученных знаний на «мир рядом», в повседневность, раскрывает творческий
потенциал.
Принцип краеведения предполагает, что дети в первую очередь, знакомятся
со значимыми местами родного края, историческими достопримечательностями,
интересными

ландшафтами.

Первые

зрительные

впечатления

являются

наиважнейшими для любого человека. У каждого есть своя малая Родина, место,
где ты появился на свет, получил первые впечатления и зрительные образы. Их
мы зачастую носим в своём сердце всю жизнь, из них черпаем силу и мудрость,
которые неизбежно влияют на становление личности.
Важно, чтобы эти воспоминания с особенной силой запечатлевались в
детском сознании, восхищали, будили воображение. Для этого необходимо
учить ребенка ежедневно видеть прекрасное вокруг, восхищаться и созданиями
природы, и делом человеческих рук, красотой человеческих отношений. Любить
не только свой дом, но и свою улицу, свой город или деревню, а в конечном итоге
свою страну.
В аспекте выполнения предстоящей работы в жанре исторического пейзажа,
важно определить знаковое место населенного пункта. Наиболее узнаваемое,
связанное только с этим городом архитектурного объекта или территории мемориальной, исторической доминанты, так называемого Знака-символа
Места. Именно Знак-символ раскрывает образную структуру исторической
среды, сущность Места, его значимости в истории развития города. [10, с. 42]
20

Для

г.

Макаров

таким

знак-символом,

опознавательной,

наиболее

характерной приметой Места является так называемый Храм. Территория в
южной части города на склоне сопки где располагался храмовый комплекс
Сиритори дзиндзя.
Храм Сиритори дзиндзя в Макарове был открыт 5 июля 1941 года и являлся
образцом планировки префектурных храмов Карафуто. Храм был расположен в
южной части города, на склоне сопки; с него открывался прекрасный вид на
залив Терпения.
Строители прошлого гениально использовали особенности местности и
сумели органично вписать силуэт ансамбля

в окружающий пейзаж.

Максимально задействовали очарование Места в эмоциональном и эстетическом
восприятии храма,

использовав природный комплекс возвышенности как

природный каркас,

увенчав его

своеобразной

архитектурной короной

храмового комплекса.[рис.1-9]
Все объекты комплекса, с их ясной, строгой композицией, почти
скульптурной пластикой объемов, торжественным, гармоничным строем
архитектурных форм выглядели памятниками в полном смысле этого слова,
превращаясь не только в духовный , религиозный, но и мемориальный центр
Сиритори (Макарова).
Все

это

позволяет

обозначить

храмовый

комплекс,

архитектурный ансамбль города, являвшейся к 1940 году
доминантой

как

главный

мемориальной

г. Сиритори, как знак-символ, являющийся опознавательной,

наиболее характерной приметой Места. Люди воспринимают это как
сопричастность, что мировозренчески связано с судьбой и перспективами
развития города, его будущего и личной судьбой, самоопределением.
Именно так реализуется ассоциативная связь пространства с временными
параметрами с тем, что называется «дыхание времени», подлинность
исторической среды и реально ощущаемое людьми при зрительном и
ментальном восприятии территории храмового комплекса и в историческом
восприятии города.
21

Рисуя пейзаж далекой эпохи, художник изображает на картине определенную
историческую обстановку, не опираясь на непосредственное восприятие
изображаемого, а базируясь на историческом материале, сохранившихся
архитектурных памятниках и собственных представлениях об ушедшей эпохе.
[5, с.22] Поэтому работа в историческом жанре всегда носит характер
исследовательский, а часто в определенной степени экспериментальный.
Приобщение детей к такой работе было реализовано через посещение
краеведческого музея г. Макаров.

22

2.3 Цикл уроков по теме Исторический пейзаж «Люблю тебя мой
край родной».
Так как исторический пейзаж стилистически вариативен то он требует и
многообразия вариантов проведения занятий с детьми. Занятия основаны на
синтезе изобразительного искусства и истории. Такой подход продиктован
самими особенностями жанра "исторический пейзаж", в котором переплетены
искусство и историческая реальность. Цикл состоит из трех уроков.
1. История искусств. Русский исторический пейзаж.
2. Урок – экскурсия в Краеведческий музей г. Макарова.
3. Пленэр и практические занятия на уроках рисунок и живопись по теме.
«Люблю тебя мой край родной»
2.3.1 Урок по истории искусств. Русский исторический пейзаж.
На уроке по истории искусств учащимся была предложена тема - жанр
исторического пейзажа и творчество классиков русской школы исторического
пейзажа. Обсуждение картин Аполлинария Васнецова (из цикла "Старая
Москва") [рис. 13-15], Константина Богаевского (древняя страна Киммерия)[рис.
16-18] дало возможность учащимся познакомиться с национальной историей и
культурой, преломившейся в сознании художника и нашедшей свое выражение
в художественных образах. Выбор А. Васнецова и К. Богаевского не случаен.
Великого русского художника А. М. Васнецова считают основоположником
жанра создавшим исторический пейзаж. Чаще всего термин "исторический
пейзаж" используется именно по отношению к его творчеству. Все без
исключения искусствоведы и критики называют художником исторического
пейзажа начиная с 1901 года (В. В. Стасов, А. П. Новицкий, В. А. Никольский,
И. И. Лазаревский и т.д.).
Общее количество работ, написанных А. М. Васнецовым в жанре
исторического пейзажа, огромно. Более 150 картин этого жанра посвящено
изображению Древней Руси и из них более 100 - изображению допетровской
Москвы.[ 1, с.169]
23

Наряду с внешними факторами, определившими появление исторических
пейзажей Москвы в творчестве А. М. Васнецова, большую роль сыграла личная
заинтересованность художника стариной, а также влияние окружавшей его
обстановки. Как некогда В. И. Суриков, Аполлинарий Васнецов однажды и на
всю жизнь был поражен красотой древнего города.
Наиболее значительные исторические архитектурные пейзажи были созданы
А. Васнецовым в самом начале двадцатого века. Это четыре больших пейзажа,
выполненные в технике масляной живописи. 1900 год: 'Улица в Китай-городе.
Начало XVII века", "Москворецкий Мост и Водяные ворота. Середина XVII
века", "На рассвете у Воскресенского моста Конец XVII века", "Всехсвятский
каменный мост. Конец XVII века".
Живописное решение этих произведений реалистично и пластически
убедительно. Если бы на картинах не была изображена Москва XVII века, можно
было бы подумать, что художник работал с натуры. А.М. Васнецов считается
классиком русского исторического городского и архитектурного пейзажа.
А. М. Васнецов основывался на старинных планах, по возможности
определял

точное

место

всех

изображаемых

сооружений,

тщательно

прорисовывал конструкцию и детали архитектуры. И хотя, на картинах А. М.
Васнецова архитектура прошлого предстает как максимально исторически
достоверная (ко многим картинам и акварелям он даже писал комментарии и
пояснения), это не просто исторические документы, реконструирующие
определенную историческую обстановку. Они окрашены эмоциональноличностным отношением художник. Его работы должны были носить научнодокументальный характер, но даже в них он вносил поэзию и красоту.[2, с. 202]
Можно сказать, что А. М. Васнецов создал русский исторический
архитектурный пейзаж.
Исторические пейзажи К. Ф. Богаевского в большей степени, чем
произведения других мастеров исторического пейзажа (А. Н. Бенуа, Е. Е.
Лансере, А. М. Васнецова), субъективны и рождены фантазией художника.
24

Не пытаясь передать конкретное историческое место и время, связать образ
с определенными историческими событиями, Богаевский давал зрителям
возможность почувствовать далекое прошлое.

Его пейзажи чаще всего

называют историко-романтическими - так они окрашены настроением
загадочности и таинственности. Произведения тридцатых годов Константина
Богаевского - это последние значительные исторические пейзажи в русской
живописи двадцатого век. [4, с. 92-93]
К. Ф. Богаевский изображал пейзажи восточного побережья Крыма легендарной страны Киммерии. Картины Константина Богаевского (древняя
страна Киммерия) дают возможность учащимся познакомиться с национальной
историей и культурой, преломившейся в сознании художника и нашедшей свое
выражение в художественных образах. [5, с.76] Источником вдохновения для
художника служили окрестные древние города Крыма - его родная Феодосия,
Керчь, Судак, Бахчисарай. Создавая свои пейзажные работы, художник сочетал
изучение натуры и свой взгляд на прошлое этой земли.
В 1926 году было создано одно из самых сильных произведений Богаевского
—

“Феодосия”.

К

современному

пейзажу

добавляются

очертания

предполагаемого облика города прошлых веков.
Один из своих самых значительных и масштабных исторических пейзажей К.
Ф. Богаевский создает именно в тридцатые годы. Это "Тавроскифия" (1937), в
которой он синтезировал природные и архитектурные исторические мотивы:
остатки крепостных сооружений сливаются с древней землей, берег и скалы
становятся крепостью.
Сложно точно сказать, какую часть Восточного побережья отображает
полотно «Тавроскифия». Это может быть и Ялта, и Гурзуф, и Алупка. Вековые
скалы, нависающие прямо над тонкой береговой линией, а порой и вовсе круто
уходящие прямо в море, и бесконечная череда волн, набегающих друг за другом
и разбивающихся о крутые берега. Так эти места выглядели тысячелетия назад,
когда они принадлежали воинственным таврам и скифам, населявшим
бескрайние причерноморские степи, такими их увидел художник, и такими они
25

будут столетия спустя. Ничего в этом пейзаже не подвластно течению времени:
только море и скалы, недоступные для человека.
В целом, сочетание научного, практически документального подхода к
историческим пейзажам А.М. Васнецова и романтичные, зачастую фантазийные
работы К. Ф. Богаевского, с учетом великолепного уровня мастерства авторов,
позволили сформировать у детей достаточно полное представление о русском
историческом пейзаже.
Следует отметить, что творчество К. Ф. Богаевского было ближе учащимся и
вызвало более эмоциональные оценки учащихся при обсуждении работ.
Картина художника способны полноценно донести до зрителя незабываемые
образы любимых городов и памятных мест России.

При этом нет большой

разницы, где пишет художник: в столице или в крохотном провинциальном
городке.
Вместо обычного на занятиях по истории искусства, выполнения
графических и живописных заданий репликаций (откликов на представленные
произведения изобразительного искусства), ученикам предлагается идея
создания художественного образа прошлого и настоящего г. Макарова по теме
«Люблю тебя мой край родной».

26

2.3.2 Урок-экскурсия в краеведческий музей г. Макарова
Важным этапом в работе стало посещение краеведческого музея г. Макарова.
Большое впечатление оставили исторические фотографии храма Сиритори
дзиндзя, сохранившиеся материальные артефакты с храма в экспозициях музея.
Увлекательными, живыми и познавательными были комментарии экскурсовода
музея о прошлом и настоящем родного города.
По-новому

взглянули дети на знакомые с детства природные ландшафты

территории храма в их историческом развитии. Откровением для них явилось то,
что изначально территория храма выглядела совершенно иначе, чем сегодня.
Ребята реально, на визуальных ощущениях почувствовали течение Времени,
историчность бытия. Громадные лиственницы, окамляющие возвышенность
сегодня и столь удачно вписанные в ландшафт, что кажется, они были здесь
всегда, в то время, когда создавался ансамбль храма Сиритори дзиндзя, были
только высажены. Архитектурный комплекс храмовых сооружений на архивных
фотографиях, от которого сегодня остались лишь тумбы и развалины
фундаментов, поражал продуманностью и стройностью ансамбля. Дети
увлеченно фантазировали как бы храмовый ансамбль выглядел сегодня, в
современном ландшафте.
Не сохранилось ни одной живописной картины не только храма, но и видов
города, природы Макарова (Сиритори) не только японского, но и советского
периода. Нет пейзажей Макарова и современного времени.

Ученики

вспоминали картины А. М. Васнецова и К. Ф. Богаевского, выразили общее
мнение,

что

«живое»

произведение

намного

лучше,

информативней,

художественней, чем документальная фотография. Дети на практике осознали
значение исторического пейзажа, его культурную и духовную важность.
Педагог предлагает выполнить ряд графических зарисовок в жанре
исторического пейзажа о прошлом города. Обсуждаются варианты, как можно
изобразить храм Сиритори дзиндзя - современный вид развалин или провести
реконструкцию храмового комплекса, изобразить его в первоначальном,
27

историческом виде, но в современном ландшафте, в стиле каприччио. Выбор - в
какой технике лучше работать, какие изученные приемы и какую технику
применить.
Кроме храмового ансамбля, дети с интересов ознакомились с историческими
фотографиями видов города как японского, так и советского периода.
Эмоциональным был процесс узнавания знакомых улиц в их изначальном виде.
В городе сохранилось немного зданий и сооружений японского периода.
Учащиеся согласились, что городской пейзаж несет отпечаток историчности не
только при изображении архитектурных памятников, но и изображений
современных зданий и улиц. С течением времени такой рисунок непременно
станет историческим свидетельством для будущих поколений.
Благодаря экскурсии в музей у детей произошло практическое наполнение
понятия исторический пейзаж, стало возможным, рассмотреть с учащимися
выполнение работы над историческим (городским) пейзажем в графике, с
использованием акварели, а так же особенности композиционного и
пространственного построения.
По результатам экскурсии в краеведческий музей дети в порядке репликацииотклика выполнили работы в жанре исторического пейзажа. Эскизы и рисунки
можно выполнять с архивного материала - фотографий,

по впечатлениям

полученным в музее, а также по памяти, по реально сохранившимся видам
объектов

храмового

ансамбля.

[рис.

19-30,

31-35].

Некоторых

детей

заинтересовала история возникновения города и первых поселенцев. По этой
теме тоже выполнялись работы.
Важной задачей в обучении направить детей по своему творческому пути. Не
просто скопировать сюжет с картинок, а научиться анализировать и
комбинировать элементы изображения для создания своего, неповторимого
художественного образа. Поэтому был организован пленэр, как заключительная
часть цикла уроков исторический пейзаж «Люблю тебя мой край родной».

28

2.3.3 Пленэр
Работа на пленэре, как убедительно доказывают лучшие отечественные
художники-педагоги, не только желательна при обучении пейзажной живописи,
но и просто необходима для развития мастерства и творческих способностей
любого обучающегося изобразительному искусству, школьника. Пленэрная
живопись и рисунок пейзажа составляют важнейшую часть профессиональной
подготовки. Сегодня это наследие – бесценное послание от художников
прошлого, прекрасное пособие для изучения способов и приёмов изображения
живописного пейзажа, напоминание о красоте окружающего мира.
«Учитесь работать на натуре» - говорил Куинджи своим ученикам [8, с. 51].
Творческая работа не мыслилась художником без досконального знания натуры
и умения свободно использовать нужный материал для создания будущей
картины, извлекая его непосредственно из собственной памяти.
Главной задачей работы на пленэре, является умение учащегося понимать
закономерности создания художественного образа городской среды, родного
края, обращаться к историческому наследию и истории искусства в процессе
создания этого образа. Благодаря обращению к умению разбираться не только в
цвете и форме, но и в азах линейной перспективы. Это позволяет ему найти и
изобразить интересные для себя мотивы, раскрыть красоту улочек и переулков
родного города, индустриальных центров или исторических мест родного края.
Рисование на пленэре с натуры является методом наглядного обучения и дает
прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего
развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно
вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым
подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.
Дети инстинктивно чувствуют важность работы на пленэре, как этапа в своем
художественном развитии и всегда с воодушевлением воспринимают пленэрный
выход. В данном случае такая форма урока была дополнительно обоснована
29

предыдущими уроками по истории искусств и работе в краеведческом музее г.
Макаров, что несомненно повысило мотивацию учеников и их эмоциональный
настрой. [рис. 36-37]
Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского
творчества» [8, с. 46].
При выходе на пленэр в центр города, детям сознательно не были выданы
сюжетные задания. Ученики сами определяли, что они будут рисовать и в какой
технике. Рамки ограничивались лишь общей темой исторический пейзаж
«Люблю тебя мой край родной», личным пониманием и впечатлением тематики
материала предыдущих уроков.
В результате, сюжетный ряд в рисунках детей был разнообразен. Некоторые
ученики рисовали православный храм г. Макарова, находящийся в пределах
визуального контакта, другие здание средней школы. Также рисовали
пешеходный проспект в перспективе, объекты городского парка с памятником
адмиралу Макарову. [рис. 38-44]
Следует отметить, что большинство рисунков, после доработки, участвовало
в творческих конкурсах и были отмечены грамотами и дипломами. [рис. 45-46]

30

Заключение. Выводы и итоги
Проведенный цикл занятий в детской школе искусств г. Макарова по теме
исторический

пейзаж

«Люблю

тебя

мой

край

родной»

позволяет

проанализировать результаты.
-

Художественные

произведения

исторического

жанра

находят

эмоциональный отклик детей, что способствует образовательному процессу.
-

Интегративные

(объединительные)

занятия

на

основе

синтеза

изобразительного искусства и истории логичны. Такой подход продиктован
самими особенностями жанра "исторический пейзаж", в котором переплетены
искусство и историческая реальность. Всесторонне развивая тему исторического
(городского) пейзажа за счет включения в учебный процесс краеведческого
фактора и преподаватель имеет возможность содействовать культурному,
патриотическому и

эстетическому развитию школьников, формировать

трепетное отношение к родной природе, воспитывать аккуратность, чувство
гармонии, терпение и трудолюбие. Большую воспитательную роль играет
изображение мотивов родной природы, развивая любовь к своему городу,
посёлку или маленькой деревеньке, в истории которой порой отражается история
всей страны.
Опора на внутренний, врожденный патриотизм детей эмоционально включает
детей, дает им ощущение сопричастности к истории родного края, особую
эмоциональную включенность. Следует подчеркнуть, что художественное
воспитание напрямую зависит от проникновения учителя в эмоциональную
сферу ребёнка, понимания и раскрытия его творческого потенциала и
художественных возможностей. [7, с. 210]
- Выход на пленэр поддержал эмоциональный настрой учащихся. Закрепил
положительный фон, логически связал цикл уроков в единое целое, как процесс
восприятия и художественного осмысления истории. Личной сопричастности к
истории родного края.
К практическим результатам цикла уроков по теме исторический пейзаж
«Люблю тебя мой край родной» следует отнести:
31

- Уверенный, самостоятельный выбор детьми темы и сюжета рисунка в
многочисленных

конкурсах

изобразительного

искусства,

проводимых

муниципалитетом, организациями культуры, образовательными учреждения
города, а также в выполнении работ для межрайонных и областных конкурсов.
[рис. 51-58] Причем рисунки основаны не на абстрактных, а вполне конкретных,
реальных сюжетах краеведческой или патриотической направленности.
- Более осознанно стало применение разных техник при выполнении рисунка,
использование ранее изученных и освоенных приемов. Появилось творческое
стремление к экспериментам, так одна из детских работ храма Сиритори дзиндзя
выполнена с применением техник японского пейзажа.
-Некоторые

учащиеся

увлеклись

дальнейшей

разработкой

темы

исторический пейзаж. Так, ученица Марина Деникина самостоятельно несколько
дней работала в краеведческом музее, зарисовывая хранящиеся в музее
артефакты японского периода, в частности скульптурное изображение собаки
Кому-ину храмового комплекса Сиритори - дзиндзя.[рис. 32,35] В дальнейшем
М. Деникина использовала полученные навыки, введя фигуру Кому-ину в сюжет
картины, которую она выполнила на 17-х Дельфийских играх в г. Владивостоке.
Другая работа М. Деникиной была подготовлена на конкурс в Токио Япония.
Следует отметить так же другие работы М. Деникиной в тематике исторический
пейзаж «Люблю тебя мой край родной» - акварельный пейзаж «Старый (черный)
мост» [рис. 4 ], «Море», «У реки», а так же графические рисунки городских
пейзажей г. Макарова и природы
По итогам проделанной работы, в краеведческом музее г. Макарова была
проведена выставка лучших детских рисунков «Люблю тебя мой край родной» и
персональная выставка М. Деникиной.. Выставка получила многочисленные
положительные отзывы посетителей и местной прессы. [рис. 47-50]
Несмотря на общепринятые мнения, что исторический пейзаж - сложный
жанр для восприятия детьми младшего школьного возраста, проведенные уроки
показывают неподдельный детский интерес к теме. Дети хорошо воспринимают
понятие целостности исторического образа, с интересом знакомятся с
32

национальной историей и культурой. Особенно это выражено в отношении к
региональной истории, к понятиям мой город, моя улица.

Передавая свои

впечатления от увиденных исторических пейзажей в рассказах, в графике и
живописи, учащиеся получают возможность воссоздать мир прошлого и
будущего. Они включаются в творческий процесс художественного восприятия.
Многоплановость

содержания,

заложенного

в

произведениях

жанра

"исторический пейзаж", и, соответственно, в восприятии произведений этого
жанра, побуждает учащихся к творческому применению полученных знаний в
применении различных техник в выполнении работ и позволяет преподавателю
успешно решать задачи эстетического и художественного развития и
воспитания.
Разработанный цикл уроков по обучению изображения исторического
пейзажа явилась эффективной и может использоваться в работе, в том числе с
младшими школьниками, так как она быстро формирует необходимые знания,
умение и навыки в конкретных заданиях и самостоятельной работе детей.
Проведение занятий по теме: «Исторический пейзаж «Люблю тебя, мой край
родной» так же допускает вариативность форм занятий:
- мастер-классы на городских площадках;
- пленэры на экскурсиях и в походах по родному краю;
- организации и презентации тематических выставок в краеведческих музеях.
- доклады и выступления детей на занятиях уроков по истории искусств о
прошлом и настоящем своего города.
Практика включения цикла уроков исторический пейзаж «Люблю тебя мой
край родной», как составной части дополнительной общеобразовательной
программы в области изобразительного искусства для учащихся 6.6-10 лет и
учащихся 11-16 лет, не нарушает целостность и структуру учебной программы,
дополняет существующую систему оценок и критериев результатов и
достижений учащихся и может быть тиражирована на других педагогических
площадках.

33

Список литературы
1. Аполлинарий Васнецов. 1856-1933. К 100-летию со дня рождения // Труды
Музея истории и реконструкции г. Москвы, Вып. 7. М.: Московский рабочий,
1957. стр.169.
2. Бенуа А. Н. Аполлинарий Васнецов // Александр Бенуа размышляет. –М.1968
стр. 202-204.
3. Вишневский Н.В. Макаровская земля. В трех книгах. Южно-Сахалинская
обласная типография, Южно-Сахалинск, 2019-2021.
4. Грецкая Е. Е. Русский живописный исторический пейзаж. СПб. 2004 г. стр
172. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cheloveknauka.com/russkiyzhivopisnyy-istoricheskiy-peyzazh
5. Грецкая Е. Е. Ретроспективный пейзаж в русской живописи XIX -начала XX
века // Художественный образ и педагогический процесс. Изд-во РГПУ им. А.
И. Герцена, 1997. - стр. 75-81.
6. Григорьев Ю. В., Зорин Л. Н Акварель в архитектурной графике Кандидат
архитектуры, Москва 2015. стр. 22.
7.

Дмитриева, И.В. Влияние видов изобразительного искусства на развитие.
Гуманизация учебно – воспитательного процесса: метод. зб. Вип.V. Славянск:
ИЗМН – СГНИ, 1999. стр. 210-214.

8. Лясковская, О. А. Пленэр в русской живописи XIX века. М.: Искусство, 1966.
стр. 46, 51.
9. Мальцева, Ф.С. Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века : А.П.
Боголюбов, Ф.А. Васильев, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов / Ф.С. Мальцева –
М.: Искусство, 1999. – 176с.
10.Методические

рекомендации

оценки

историко-культурной

ценности

поселения и по применению критериев историко-культурной ценности
поселения. ЗАО Изд. «Зодчий» Москва 2010. стр. 76.

34

11.Методические рекомендации по разработке учебно-методического комплекса
по предметам дополнительных предпрофессиональных общеразвивающих
программ в области искусств. ИРОСКИ, Москва, 2016.
12.Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям/ В.А. Сухомлинский – Киев:
Радянська школа, 1988. – 272с.
13.Японская акварельная живопись: неповторимое суми-э. [Электронный
ресурс] / Режим доступа: http://www.luxemag.ru/art/13547.html

35

Приложение.
Иллюстрации
Город Макаров – Малая Родина

1. Иллюстрации к разделу 2.2 Принцип краеведения и выбор знакового
места г. Макарова

Рис.1. Панорама территории храмового комплекса Сиритори дзиндзя.
Фото автора, август 2017 г.

36

Рис. 2. Вид с юга на храм со стороны «второй дороги к храму».
Фото автора, август 2017 г.

Рис. 3. Вид на храм с юго-востока. Деревья высажены японцами.
Фото автора, август 2017 г.
37

Рис. 4. Основание храма Сиритори дзиндзя.
Фото автора, август 2017 г.

Рис. 5. Вид на храм с западной стороны.
Фото автора, август 2017 г.

38

Рис. 6. Вид на храм с юга. На фоне самой высокой горы Макарова (пик
Пионеров 702м)
Фото автора, август 2017 г.

Рис. 7. Бетонная лестница «Путь к храму».
Фото автора, август 2017 г.

39

Рис. 8. Вид на храм с юго-востока. Первый ряд тумб справа – основания под
фонари, ближе к храму тумбы для каменных псов Кома-ину.
Фото автора, август 2017 г.

Рис. 9. Храм Сиритори дзиндзя.1940 г. Фото из фондов библиотеки Саппоро.
http://gazo.library.city.sapporo.jp.

40

Творческие графические работы к теме:
Исторический пейзаж «По следам прошлого»

Рис.10 Авторский эскиз. Исторический образ храма Сиритори дзиндзя.

Рис.11 Авторский эскиз «реконструкции» храмовой территории
Сиритори дзиндя.
41

Рис.12. Поиск художественного образа храма в набросках

42

2. Иллюстрации к разделу 2.3.1 Урок по истории искусств «Русский
исторический пейзаж»

Рис. 13. А. М. Васнецов. На крестце в Китай-городе, 1902
Источник http://vasnec.ru/kartina/vasnecov

Рис. 14. А. М. Васнецов.1916г. Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII
веке, Источник http://vasnec.ru/kartina/vasnecov
43

Рис. 15. А. М. Васнецов. Московский Кремль при Иване Калите, 1921
Источник http://vasnec.ru/kartina/vasnecov

РИС.16 К.Ф. БОГАЕВСКИЙ. ДРЕВНЯЯ КРЕПОСТЬ, 1902
Источник http://ruslandscape.ru/

44

Рис. 17 К. Ф. Богаевский. Корабли. 1912
Источник http://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/

Рис. 18. Богаевский К.Ф. Тавроскифия. 1937
Источник http://krymkrymkrym.ru/k-f-bogayevskiy

45

3. Иллюстрации к разделу 2.3.2 Урок - экскурсия в краеведческий
музей г. Макарова

.
Рис.19 Улицы Сиритори. Деникина Марина 14 лет

Рис.20 Лестница к храму Сиритори Дзиндзя. Кракан Юля 12лет
46

Рис.21 Храм Сиритори Дзиндзя. Освоение техники Суми-э.
Яровая Маша 10 лет

Рис 22.Храм Сиритори Дзиндзя Ларина Ксения 10 лет
47

Рис.23 Храм Сиритори Дзиндзя. Мантрова Ангелина 11лет

Рис.24 Храм Сиритори Дзиндзя и фонарь

48

Рис. 25 Лестница храму Сиритори Дзиндзя. Санаев С. 10 лет

.
Рис. 26 Территория храма Сиритори Дзиндзя. Яровая М.11лет
49

Рис. 27 Храм Сиритори Дзиндзя. Набиулина А. 9 лет.

Рис.28 «Первые поселенцы». Комайгородская Полина 12 лет
50

Рис. 29 Остатки храма Сиритори Дзиндзя. Анцупова С.
Рис. 30 Храм Сиритори Дзиндзя японский период. Воронкина С.

51

Артефакты прошлого

52

Старый японский мост

53

4. Зарисовки в краеведческом музее

Рис.31 Экспонат краеведческого музея г. Макарова. Собака Кома-Ину

Рис.32 Эскиз собаки Кома - Ину в краеведческом музее г. Макарова.
Деникина М.14 лет

54

Рис. 33, 34 Рисунок собаки Кома-Ину из краеведческого музея г. Макарова.
Олиференко С.10 лет, Мишина Л.9 лет

Рис. 35 Зарисовки природы на территории храма Сиритори дзиндзя.
Деникина М.16 лет

55

5. Иллюстрации к разделу 2.3.3 Пленэр

Рис. 36 Пленер. Ученица ДШИ г. Макарова Деникина М.16 лет. Фото автора

Рис. 37 Ученики ДШИ г. Макарова на пленэре. Фото автора
56

Наброски и зарисовки города

Рис. 38 Православный храм г. Макарова. Кракан Юля 12 лет
57

Рис. 39 Городской переулок. Деникина Марина 13 лет

Рис.40 Виды города.
58

Рис. 41 Городской парк. Олифиренко Софья 9 лет

Рис. 42 Городской парк. Яровая Маша 10 лет
59

Рис.43 «Берёзовая роща» Ёлкина Виталина 12 лет

Рис. 44 Городской сквер. Анцупова Софья 9 лет
60

Рис. 45 Старый (Черный) мост на реке Макаровка. Деникина М.14 лет

Рис. 46 Вид с крыльца школы искусств. Деникина М.14 лет
61

6. Выставки «Люблю тебя мой край родной» в краеведческих музеях
г.Макарова и г.Поронайска
Работы из цикла «Люблю тебя мой край родной»

62

Рис. 47 Работы из цикла «Люблю тебя мой край родной»

Рис. 48 Работы из цикла «Люблю тебя мой край родной»

63

Рис. 49 Работы из цикла «Люблю тебя мой край родной»

Рис. 50 Работы из цикла «Люблю тебя мой край родной»

64

7. Мероприятия на городской площадке

Рис.51.Мастер-класс «Роспись камней» Рис.52.Мастер-класс «Город будущего »

Рис 53 Мастер-класс на городской площадке

65

8. Фестиваль «Мы вместе»

Рис. 54,55
9.Работа в кабинете

Рис.56,57,58
66


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 07.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (42443) 52-2-92

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».