ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество» (срок обучения 8 лет) разработана на
основании Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое
творчество», утверждённых приказами Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта
2012 г. №158, от 26 марта 2013 года №280.
Одобрено школьным
методическим объединением
МБУДО «ДШИ»
«19» сентября 2020 г.
Разработчик: Усова Марина Олеговна, зам. директора МБУДО «ДШИ г.Макарова»
Сахалинской области.
Рецензент: Сталевская Наталья Анатольевна, директор МБУДО «Детской школы искусств
г.Макарова» Сахалинской области
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства
«Хореографическое творчество».
3. Учебный план дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы
в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
4. График образовательного процесса МБУДО «ДШИ г. Макарова».
5. Программы
учебных
дисциплин
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое
творчество».
6. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации, результатов освоения
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество» обучающимися.
7. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности
МБУДО «ДШИ г. Макарова» в контексте деятельности хореографического отделения.
1. Пояснительная записка
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество» (срок обучения 8 лет)
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств
г. Макарова» Сахалинской области является системой учебно-методических документов,
сформированной на основе Федеральных государственных требований (далее – ФГТ) к
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество», утвержденных приказами
Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. №158 и от 26 марта 2013 г. №
280.
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество» определяет цели, ожидаемые
результаты, условия и пути реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки
выпускника и включает в себя:
пояснительную записку;
планируемые
результаты
освоения
обучающимися
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства
«Хореографическое творчество»;
учебный план дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в
области хореографического искусства «Хореографическое творчество»;
график образовательного процесса МБУДО «ДШИ г. Макарова»
программы
учебных
предметов
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое
творчество»;
систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации, результатов освоения
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество» обучающимися;
программу творческой, методической и культурно-просветительской деятельности
хореографического отделения МБУДО «ДШИ г. Макарова».
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области
хореографического искусства МБУДО «ДШИ г. Макарова» «Хореографическое творчество»
направлена на:
выявление одаренных детей в области хореографического искусства в раннем детском
возрасте;
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития обучающихся;
приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в области хореографического
творчества;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
подготовку одаренных обучающихся к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического
искусства.
Материально-технические условия реализации дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое
творчество» МБУДО «ДШИ г. Макарова» соответствуют санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда и обеспечены необходимыми учебными аудиториями,
специализированными кабинетами, а именно:
хореографический зал площадью 60 квадратных метров (количество обучающихся в группе
до 12-15 человек), оборудованный фортепиано, зеркальными панелями, балетными станками,
видео- и аудиооборудованием;
раздевалка для обучающихся;
нотная литература и фонотека для сопровождения занятий по учебным предметам
«ритмика», «гимнастика», «танец», «классический танец», «народно-сценический танец»,
«постановка концертных номеров»;
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий,
предназначенные для реализации учебных предметов «слушание музыки и музыкальная грамота»,
«музыкальная литература», «история хореографического искусства», оснащены фортепиано,
учебной мебелью, наглядными пособиями, учебно-методической литературой.
Реализация дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в
области хореографического искусства «Хореографическое творчество» МБУДО «ДШИ г.
Макарова» обеспечивается доступом всех обучающегося к нотным, учебно-методическим фондам
школы, сформированным согласно перечня учебных предметов учебного плана дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства
«Хореографическое творчество». Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть
обеспечены доступом к сети Интернет.
Реализация дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в
области хореографического искусства «Хореографическое творчество» МБУДО «ДШИ г.
Макарова» обеспечена педагогическими работниками, имеющими среднее и высшее
профессиональное образование, соответствующее профилям преподаваемых учебных предметов.
Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, составляет 50% от
общего числа преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства
«Хореографическое творчество» МБУДО «ДШИ г. Макарова»
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 33 недели –
реализация аудиторных занятий, 2 недели – проведение консультаций и промежуточной
аттестации обучающихся. Во внеурочное время деятельность педагогических работников
направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, различные
формы повышение своей квалификации.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися ДПОП «Хореографическое
творчество»
При приеме на обучение по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» МБУДО
«ДШИ г. Макарова» путём организации и проведения вступительных экзаменов проводит отбор
детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме
творческих заданий, просмотров, позволяющих определить наличие способностей к
художественно-исполнительской деятельности.
Минимум содержания дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» обеспечивает
целостное художественно-эстетическое развитие личности обучающегося и приобретение им в
результате освоения следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области хореографического исполнительства:
умение исполнять различные виды классического и народно-сценического танца;
умение
выполнять
комплексы
специальных
хореографических
упражнений,
способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;
умение соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;
умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца
и разучивании хореографического произведения;
умение определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического
образа;
навыки музыкально-пластического интонирования;
навыки сохранения и поддержки собственной физической формы;
навыки публичных выступлений;
знание профессиональной терминологии;
в области теории и истории искусств:
знание основных этапов развития хореографического искусства;
знание музыкальной грамоты;
элементарные знания о строении классических музыкальных форм и умение осуществлять
их элементарный анализ;
знание основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных
композиторов;
знание и слуховые представления программного минимума произведений симфонического,
балетного и других жанров музыкального искусства;
знание основных элементов музыкального языка;
навыки восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров;
Результаты освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» по учебным
предметам обязательной части должны отражать:
ритмика:
знание основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;
знание понятия лада в музыке (мажор, минор) и умение отражать ладовую окраску в
танцевальных движениях;
первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах;
представление о длительностях нот в соотношении с танцевальными шагами;
умение согласовывать движения со строением музыкального произведения;
навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков;
навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями.
гимнастика:
знание анатомического строения тела;
знание приемов правильного дыхания;
знание правил безопасности при выполнении физических упражнений;
знание комплексом упражнений на развитие гибкости корпуса;
умение выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики с учетом индивидуальных
особенностей организма;
умение сознательно управлять своим телом;
навыки координации движений.
классический танец:
знание элементов и основных комбинаций классического танца;
знание средств создания образа в хореографии;
знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных
средств;
умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;
умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль;
навыки взаимодействия с партнерами на сцене;
навыки музыкально-пластического интонирования.
народно-сценический танец:
знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;
знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами
на сцене;
знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных
средств;
умение исполнять различные виды народно-сценического танца, произведения учебного
хореографического репертуара;
умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль при исполнении
народно-сценического танца;
умение запоминать и воспроизводить текст народно-сценических танцев;
навыки музыкально-пластического интонирования.
подготовка концертных номеров:
умение осуществлять подготовку концертных номеров;
умение работать в танцевальном коллективе;
умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
навыки творческой работы над хореографическим произведением на репетиции;
навыки участия в репетиционной работе.
слушание музыки и музыкальная грамота:
знание специфики музыки как вида искусства;
знание музыкальной терминологии, актуальной для хореографического искусства;
знание основ музыкальной грамоты (размер, динамика, темп, строение музыкального
произведения);
умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные
произведения;
умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического
искусства;
умение запоминать и воспроизводить метр, ритм и мелодику несложных музыкальных
произведений.
музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
знание основных исторических периодов развития мировой музыкальной культуры,
основных направлений, стилей и жанров;
знание творческого наследия выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
знание основных элементов музыкального языка и принципов формообразования;
умение ориентироваться в музыкальных произведениях различных направлений и стилей;
умение характеризовать жанровые особенности, образное содержание и форму
музыкальных произведений;
навыки восприятия музыкального произведения, умению выражать к нему свое отношение.
история хореографического искусства:
знание основных этапов развития хореографического искусства;
знание основных отличительных особенностей хореографического искусства различных
исторических эпох, стилей и направлений;
знание персоналий выдающихся представителей хореографического искусства различных
эпох;
3. Учебный план
Учебный план дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в
области хореографического искусства «Хореографическое творчество» (срок обучения 8 лет)
разработан МБУДО «ДШИ г. Макарова» в соответствии ФГТ и с учетом примерных учебных
планов, рекомендованных Министерством культуры Российской Федерации.
Учебный план дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в
области хореографического искусства «Хореографическое творчество» (срок обучения 8 лет)
отражают структуру дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в
области хореографического искусства «Хореографическое творчество», определяют содержание
и организацию образовательного процесса в МБУДО «ДШИ г. Макарова» с учетом:
индивидуального творческого развития детей;
обеспечения преемственности предпрофессиональных программ и основных
профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего
образования в области искусств;
сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере
культуры и искусства;
Учебный план дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в
области хореографического искусства «Хореографическое творчество» (срок обучения 8 лет)
разработан с учетом графиков образовательного процесса по реализуемой дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства
«Хореографическое творчество» сроком обучения 8 лет. Учебный план определяет перечень,
последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям,
формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету: максимальную,
самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся.
Представленным
учебным
планом
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое
творчество» предусмотрены следующие структурные части:
а) предметные области обязательной части:
хореографическое исполнительство (ПО.01: УП.01, УП.02, УП.03, УП.04, УП.05, УП.06);
теория и история искусств (ПО.02: УП.01, УП.02, УП.03);
б) предметные области вариативной части (В.00: В.01);
г) аттестация:
промежуточная аттестация (А.04.00: ПА.04.01);
итоговая аттестация (ИА.04.02: ИА.04.02.01, ИА.04.02.02, ИА.04.02.03);
д) резерв учебного времени.
При реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы
в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» со сроком обучения 8 лет
объем аудиторной нагрузки по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП)
обязательной части составляет:
а) ПО.01.Хореографическое исполнительство:
УП.01.Ритмика – 130 часов;
УП.02.Гимнастика – 130 часов;
УП.03.Классический танец – 1023 часа;
УП.04.Народно-сценический танец – 330 часов;
УП.05.Подготовка концертных номеров – 658 часов;
б) ПО.02.Теория и история искусств:
УП.01.Слушание музыки и музыкальная грамота – 262 часа;
УП.02.Музыкальная литература – 131 час;
УП.03.История хореографического искусства – 132 часа.
Вариативная часть расширяет и углубляет подготовку обучающихся, определяемую
содержанием обязательной части, способствует получению обучающимися дополнительных
знаний, умений и навыков. При реализации дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое
творчество» со сроком обучения 8 лет вариативная часть включает следующие учебные предметы
«Современный танец» и «Основы игры на музыкальном инструменте (фортепиано)».
Объем времени аудиторных занятий вариативной части, предусмотренный МБУДО «ДШИ
г. Макарова» при реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» со сроком
обучения 8 лет составляет:
В.04. Современный танец – 132 часа;
При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства
«Хореографическое творчество» предусмотрен объем времени на самостоятельную работу
обучающихся.
Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не превышает 24 часа в неделю.
Аудиторная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не превышает 16 часов в неделю
(без учета времени, предусмотренного на участие обучающихся в творческих и культурнопросветительских мероприятиях МБУДО «ДШИ г. Макарова».
Занятия по учебным предметам учебного плана и проведение консультаций в МБУДО
«ДШИ г. Макарова осуществляется в форме групповых занятий численностью 4–12 человек (по
учебному предмету «Подготовка сценических номеров» – от 2-х человек), индивидуальных
занятий. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим
обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному
предмету.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и
обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями,
конспектами лекций и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по
каждому учебному предмету.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое
творчество» на 2020-2021 учебный год при шестидневной учебной неделе: 1-ый и 7 -ой класс при 8(9) – летнем обучении
УТВЕРЖДАЮ
И.о.директора МБУДО
«Детская школа искусств г. Макарова»
Сахалинской области
Сталевская Н.А.
«___»________________20__ г.
М.П.
Нормативный срок обучения – 8 лет
Промежуточная
аттестация (по
полугодиям)i
Экзамены
1-й класс
2-й класс
7-й класс
8-й класс
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Количество недель аудиторных занятий
33
33
33
33
33
33
17
Структура и объем ОП
Обязательная часть
Хореографическое
исполнительствоiii
Танец
Ритмика
Гимнастика
Классический танец
Народно-сценический
танец
Подготовка концертных
номеров
Теория и история
искусства
Слушание музыки и
музыкальная грамота
Музыкальная
литература (зарубежная,
отечественная)
3093-3819ii
3093
328-559
328
2765-3260
2765
2401
65
2336
32
ПО.01.
ПО.01.УП.01
ПО.01.УП.02.
ПО.01.УП.03.
ПО.01.УП.04.
ПО.01.УП.05.
ПО.01.УП.06.
ПО.02.
ПО.02.УП.01.
ПО.02.УП.02.
130
130
130
1023
33
Недельная нагрузка в часах
130
130
65
1023
2,4
2,4
2,4
5…-15
6…-14
330
330
7…-13
15
658
658
2,4…-14
65
6-й класс
Зачеты, контрольные
уроки
2
5-й класс
Индивидуальные
занятия
1
4-й класс
Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов
3-й класс
Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов
Мелкогрупповые
занятия
Распределение по года обучения
Групповые занятия
Аудиторные занятия (в часах)
Трудоемкость в часах
Самост.
работа
Трудоемкость в часах
Максимальна
я учебная
нагрузка
2
2
1
526
263
263
262
131
131
2,4,6
8
131
66
66
10
12
2
2
1
6
5
5
5
5
5
2
2
2
2
2
3
3
3
3
1
1
2
2
2
2
1
1
1
1
История
хореографического
искусства
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов по двум
предметным областям:
В.00.
Вариативная частьiv
Историко-бытовой
В.01.
танец
Основы игры на
В.02.
музыкальном
инструменте
История искусства
(изобразительного,
В.03.
театрального,
киноискусства)
В.04.
Современный танец
В.05.
Степ
В.06.
Актерское мастерство
В.07.
Бальный танец
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:v
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.03.00
Консультации vi
К.03.01.
Танец
К.03.02.
Ритмика
К.03.03.
Гимнастика
К.03.04.
Классический танец
Народно-сценический
К.03.05.
танец
Подготовка концертных
К.03.06.
номеров
Слушание музыки и
К.03.07.
музыкальная грамота
Музыкальная
К.03.08
литература (зарубежная,
отечественная)
История
хореографического
К.03.09.
искусства
ПО.02.УП.03.
А.04.00
ПА.04.01.
ИА.04.02.
Аттестация
Промежуточная
(экзаменационная)
Итоговая аттестация
132
2927
66
66
328
14
231
8
8
9
10
11
11
11
11
2599
10
10
10
11
12
12
12
12
1
1
1
1
1
1
1
2
2
8
495
264
462
1
2599
28
726
1
231
264
15
231
16
х
х
х
х
х
3094
30
8
8
9
10
13
14
14
13
13
12
15
16
16
15
15
3653
559
3094
10
12
166
-
166
4
4
4
48
2
2
2
2
2
2
Годовая нагрузка в часах
8
30
56
8
2
8
8
8
8
8
6
6
6
6
6
8
8
8
8
2
2
4
4
1
-
8
8
8
2
2
2
4
8
Годовой объем в неделях
7
2
1
1
1
1
1
1
2
ИА.04.02.01.
Классический танец
Народно-сценический
ИА.04.02.02.
танец
История
ИА.04.02.03.
хореографического
искусства
Резерв учебного времени
1
0,5
0,5
1
8
1
1
1
1
1
1
1
В колонках 8 и 9 цифрой указываются полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация обучающихся. Номера полугодий обозначают полный цикл обучения
– 16 полугодий за 8 лет. При выставлении многоточия после цифр необходимо считать «и так далее» (например «1,3,5…-15» имеются в виду все нечетные полугодия, включая 15-й; «9-12» – и четные
и нечетные полугодия с 9-го по 12-й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по полугодиям, а также время их проведения в течение
полугодия ОУ устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной
аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ. По усмотрению ОУ оценки по учебным предметам могут
выставляться и по окончании четверти.
1 В общей трудоемкости образовательной программы (далее – ОП) на выбор образовательного учреждения (далее – ОУ) предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учета и
с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в отношении количества часов, сроков реализации предметов и количества часов консультаций остается
неизменной, вариативная часть разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия обучающимся с
присутствием преподавателя, может составлять до 20% от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на
самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных занятий вариативной части. При формировании ОУ
«Вариативной части» ОП, а также при введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в
области музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников.
1 Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются по всем учебным предметам предметной области «Хореографическое исполнительство» и консультациям по этим учебным
предметам в объеме до 100% аудиторного времени.
1 В данном примерном учебном плане ОУ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации. ОУ может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать
другие учебные предметы из предложенного перечня (В.03.-В.07.) или самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по полугодиям. Вариативную часть можно
использовать и на учебные предметы, предусматривающие получение обучающимися знаний, умений и навыков в области вокального искусства. В любом из выбранных вариантов каждый учебный
предмет вариативной части должен заканчиваться установленной ОУ той или иной формой контроля (контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Знаком «х» обозначена возможность
реализации предлагаемых учебных предметов в той или иной форме занятий.
1 Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов в неделю.
1 Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если
консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени
можно использовать как перед промежуточной экзаменационной аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
1
Примечание к учебному плану
Занятия по учебным предметам «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец» проводятся раздельно с мальчиками и девочками.
При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия — от 11 человек; мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек (по учебному
предмету «Подготовка концертных номеров» - от 2-х человек, занятия с мальчиками по учебным предметам «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец» - от 3-х
человек); индивидуальные занятия.
3. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на
подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального общего и основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется следующим
образом:
«Гимнастика» - по 1 часу в неделю;
«Слушание музыки и музыкальная грамота» - по 1 часу в неделю;
«Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» - по 1 часу в неделю;
«История хореографического искусства» - по 1 часу в неделю.
1.
2.
4.
Бюджет времени в неделях:
Аудиторные
занятия, в том числе
Классы
промежуточная
аттестация в виде
Промежуточная аттестация
(экзаменационная)
Резерв учебного времени
Итоговая аттестация
Каникулы
Всего
зачетов и
контрольных уроков
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
32
33
33
33
33
33
33
33
1
1
1
1
1
1
1
-
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого:
263
7
8
2
18
17
17
17
17
17
17
4
52
52
52
52
52
52
52
40
2
124
404
4. График образовательного процесса
При реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» со
сроком обучения 8 лет продолжительность учебного года в 1–7 классах составляет 39 недель, в
8 классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в 1 классе- 32 недели, 2–8 классах
составляет 33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. Летние
каникулы для обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»
устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения.
Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при
реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего
образования.
Учебный год для педагогических работников МБУДО «ДШИ г. Макарова» составляет
44 недели, из которых 33 недели – реализация аудиторных занятий, 2 недели – проведение
консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников
направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу согласно
плану работы МБУДО «ДШИ г. Макарова».
5. Программы учебных предметов дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области хореографического искусства
«Хореографическое творчество»
(прилагаются)
ПО.01.Хореографическое исполнительство:
УП.01.Танец;
УП.02.Ритмика;
УП.03.Гимнастика;
УП.04.Классический танец;
УП.05.Народно-сценический танец;
УП.06.Подготовка концертных номеров.
ПО.02.Теория и история искусств:
УП.01.Слушание музыки и музыкальная грамота;
УП.02.Музыкальная литература;
УП.03.История хореографического искусства.
В.00.Вариативная часть:
УП.01Современный танец.
6. Система и критерии оценок, используемые при проведении промежуточной
и итоговой аттестаций результатов освоения обучающимися дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество»
Оценка
качества
освоения
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программы
в
области
хореографического
искусства
«Хореографическое творчество» включает в себя текущий контроль успеваемости,
промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости по дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического
искусства «Хореографическое творчество» могут использоваться контрольные просмотры,
концертные выступления, контрольные уроки, контрольные работы, устные опросы,
письменные работы, тестирование, зачеты, академические концерты. Текущий контроль
успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на
определённый учебный предмет. По окончании каждой учебной четверти обучающимся
выставляются оценки по каждому изучаемому учебному предмету.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и
экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде просмотров
хореографических постановок, устных опросов, письменных работ, академических
прослушиваний. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени,
предусмотренного на определённый учебный предмет. По окончании полугодий учебного
года оценки выставляются по каждому изучаемому учебному предмету.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения, система и
критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости
обучающихся, фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные
работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и
навыки, разработаны с учетом ФГТ и отражены в программах учебных предметов
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество» (см. раздел 5 – приложения).
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации
обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании
МБУДО
«ДШИ
г.
Макарова» по
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программе
в
области
хореографического
искусства
«Хореографическое творчество».
Критерии оценки для промежуточной аттестации по учебным предметам ПО.01.
Хореографическое исполнительство.
При оценивании танцевальных номеров на не дифференцированных зачётах и
контрольных уроках учитываются техника исполнения (ритмичность, ощущение сильных
и слабых долей, синхронность, использование связок между элементами танца, отсутствие
необоснованных пауз), композиция (сохранение рисунка танца, умение рационально
использовать танцевальную площадку, взаимодействие танцоров друг с другом),
сценическая культура (контакт со зрителем, использование реквизита, артистизм,
соответствие движений эстетическим нормам, наличие поклона, уход со сцены).
УП.01. Танец:
оценка «5» (отлично): знание основных элементов классического и народного
танцев, знание о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца,
слаженности и культуре исполнения танца, умение исполнять простые и сложные
танцевальные этюды, ориентироваться на сценической площадке, уметь самостоятельно
создавать музыкально-двигательный образ, владеть различными танцевальными
движениями, навыками перестроения из одной фигуры в другую, владеть первоначальными
навыками постановки корпуса, ног, рук, головы;
оценка «4» (хорошо): грамотное исполнение с небольшими недочетами как в
техническом плане, так и в художественном, осмысленное исполнение танцевальных
движений, владение танцевальными движениями с предметами, ориентация в
пространстве;
оценка «3» (удовлетворительно): исполнение с большим количеством недочетов,
невыразительное выполнение движений, слабая техническая подготовка, неумение
анализировать свое исполнение, незнание техники исполнения изученных движений;
оценка «2» (неудовлетворительно): исполнение с комплексом недостатков
вследствие нерегулярности посещения аудиторных занятий, а также интереса к ним,
невыполнение программных требований.
УП.02. Ритмика:
оценка «5» (отлично): знание музыкальной грамоты, технически качественное и
художественно осмысленное исполнение танцевальных движений, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения, владение танцевальными движениями с
предметами, ориентация в пространстве;
оценка «4» (хорошо): грамотное исполнение с небольшими недочетами как в
техническом плане, так и в художественном, осмысленное исполнение танцевальных
движений, владение танцевальными движениями с предметами, ориентация в
пространстве;
оценка «3» (удовлетворительно): исполнение с большим количеством недочетов,
невыразительное выполнение движений, слабая техническая подготовка, неумение
анализировать свое исполнение, незнание техники исполнения изученных движений;
оценка «2» (неудовлетворительно): исполнение с комплексом недостатков
вследствие нерегулярности посещения аудиторных занятий, а также интереса к ним,
невыполнение программных требований.
УП.03. Гимнастика:
оценка «5» (отлично): обучающийся демонстрирует владение разнообразным
комплексом упражнений, направленных на развитие конкретных физических данных:
подъем стопы, выворотность, танцевальный шаг, гибкость спины;
оценка «4» (хорошо): имеются незначительные ошибки или неточности в
осуществлении гимнастических упражнений;
оценка «3» (удовлетворительно): грубые ошибки в демонстрации упражнений;
оценка «2» (неудовлетворительно): учащийся не выработал навыки выполнения
гимнастических упражнения.
УП.04. Классический танец:
оценка «5» (отлично): обучающийся демонстрирует знание изученных комбинации,
технические возможности как исполнителя, владеет специальной терминологией,
исполнение комбинации отличается артистизмом и музыкальностью;
оценка «4» (хорошо): обучающийся демонстрирует знание изученных комбинации,
допускаются небольшие недостатки в исполнении (недотянутость стопы, недостаточная
выворотность), владеет специальной терминологией, исполнение комбинации отличается
артистизмом и музыкальностью;
оценка «3» (удовлетворительно): обучающийся демонстрирует частичное знание
основных комбинаций, недостаточно верное технически исполнение, слабое владение
терминологией, не проявляет исполнительский артистизм и музыкальность;
оценка «2» (неудовлетворительно): обучающийся демонстрирует незнание
комбинаций, неправильное исполнение, не знает специальную терминологию.
УП.05. Народно-сценический танец:
оценка «5» (отлично): обучающийся демонстрирует технические возможности как
исполнитель, умеет донести и раскрыть характер танцевального образа, выявляет яркие
музыкальные данные через раскрытие образного содержания характерного народного
танца, владеет специальной терминологией;
оценка «4» (хорошо): обучающийся демонстрирует средние возможности как
исполнитель, недостаточно полно раскрывает образ и характер танца, выявляет
достаточные музыкальные данные, владеет специальной терминологией;
оценка «3» (удовлетворительно): обучающийся демонстрирует формальный подход
к исполнению танца, частично доносит характер и не раскрывает образное содержание
танца, выявляет недостаточный уровень музыкальности при исполнении, частично владеет
специальной терминологией;
оценка «2» (неудовлетворительно): обучающийся демонстрирует отсутствие
технических возможностей при исполнении танца, не доносит характер и не выявляет
образное содержание танца, не владеет специальной терминологией
УП.06. Подготовка концертных номеров:
оценка «5» (отлично): обучающийся демонстрирует технические возможности как
исполнитель, умеет донести образ, характер или драматургию танцевального номера,
проявляет актерское мастерство, демонстрирует музыкальность через раскрытие
музыкальной темы танцевального номера, владеет специальной терминологией;
оценка «4» (хорошо): обучающийся демонстрирует средние возможности как
исполнитель, не достаточно полно доносит образ, характер или драматургию танцевального
номера, проявляет в достаточной мере артистизм и музыкальность, владеет специальной
терминологией в достаточной мере;
оценка «3» (удовлетворительно): обучающийся демонстрирует формальный подход
к исполнению танцевального номера, слабый артистизм, недостаточную музыкальность,
владеет специальной терминологией частично;
оценка «2» (неудовлетворительно): обучающийся демонстрирует неумение
технически исполнить танец, немузыкален и невыразителен при исполнении танца, не
выстраивает художественный образ танца, не владеет специальной терминологией.
Критерии оценки для промежуточной аттестации по учебным предметам ПО.02.
Теория и история искусств.
УП.01. Слушание музыки и музыкальная грамота:
оценка «5» (отлично): полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе
обучения;
оценка «4» (хорошо): оценка отражает ответ с небольшими недочетами;
оценка «3» (удовлетворительно): ответ с большим количеством недочетов, а именно:
не раскрыта тема, неточные знания, ошибки в изложении теоретического материала;
оценка «2» (неудовлетворительно): комплекс недостатков, являющийся следствием
отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий.
УП.02. Музыкальная литература:
оценка 5 («отлично»): содержательный устный или письменный ответ с верным
изложением фактов. Точное определение на слух тематического материала пройденных
сочинений. Свободное ориентирование в определенных эпохах (историческом контексте,
других видах искусств).
оценка 4 («хорошо»): устный или письменный ответ, содержащий не более 2-3-х
незначительных ошибок. Определение на слух тематического материала также содержит 23 неточности негрубого характера или одну грубую ошибку и одну незначительную.
Ориентирование в историческом контексте может вызывать небольшое затруднение,
требовать дополнительного времени на размышление, но в итоге дается необходимый
ответ.
оценка 3 («удовлетворительно»): устный или письменный ответ, содержащий 3
грубые ошибки или 4-5 незначительных. В определении на слух тематического материала
допускаются: 3 грубые ошибки или 4-5 незначительных. В целом ответ производит
впечатление поверхностное, что говорит о недостаточно качественной или
непродолжительной подготовке обучающегося.
оценка 2 («неудовлетворительно»): большая часть устного или письменного ответа
неверна; в определении на слух тематического материала более 70% ответов ошибочны.
Учащийся слабо представляет себе эпохи, стилевые направления, творчество композиторов
и др.
УП.02. История хореографического искусства:
оценка «5» (отлично): полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе
обучения;
оценка «4» (хорошо): отметка отражает ответ с небольшими недочетами;
оценка «3» (удовлетворительно): ответ с большим количеством недочетов, не
раскрыта тема, не сформировано умение свободно излагать свою мысль;
оценка «2» (неудовлетворительно): обучающийся демонстрирует недостатки,
являющиеся следствием отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости
аудиторных занятий;
Критерии оценки для промежуточной аттестации по учебным предметам
В.00.Вариативная часть.
В.01.УП.01. Современный танец:
оценка «5» (отлично): технически качественное и художественно осмысленное
исполнение танцевальных движений, и комбинаций, отвечающее всем требованиям на
данном этапе обучения, владение специальной терминологией;
оценка «4» (хорошо): грамотное исполнение с небольшими недочетами как в
техническом плане, так и в художественном, осмысленное исполнение танцевальных
движений, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения, владение
специальной терминологией;
оценка «3» (удовлетворительно): исполнение с большим количеством недочетов,
неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка,
неумение анализировать свое исполнение, незнание исполнения изученных движений,
частичное владение специальной терминологией;
оценка «2» (неудовлетворительно): комплекс недостатков, являющийся следствием
отсутствия регулярных аудиторных занятий, а также интереса к ним, невыполнение
программных требований, не владение специальной терминологией.
Итоговая аттестация обучающихся проходит за пределами аудиторных учебных
занятий. Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся отражены в
программах
учебных
предметов
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программы
в
области
хореографического
искусства
«Хореографическое творчество» (см. раздел 5 – приложения).
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов, временной интервал
между которыми должен быть не менее трех календарных дней:
классический танец;
народно-сценический танец;
история хореографического искусства.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать
знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
знание основных исторических периодов развития хореографического искусства во
взаимосвязи с другими видами искусств;
знание профессиональной терминологии, хореографического репертуара;
умение исполнять различные виды танца: классический, народно-сценический;
навыки музыкально-пластического интонирования;
навыки публичных выступлений;
наличие кругозора в области хореографического искусства и культуры.
По итогам выпускного экзамена выставляются оценки «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Критерии оценки для итоговой аттестации по учебным предметам «Классический
танец» и «Народно-сценический танец»:
оценка «5» (отлично) выставляется при исчерпывающем выполнении поставленной
задачи, за безупречное исполнение задания, в том случае, если задание исполнено ярко и
выразительно, убедительно и законченно по форме. Проявлено индивидуальное отношение
к материалу для достижения наиболее убедительного воплощения художественного
замысла. Выявлено свободное владение материалом, объём знаний соответствует
программным требованиям;
оценка «4» (хорошо) выставляется при достаточно полном выполнении
поставленной задачи (в целом), за хорошее исполнение задания, в том случае, если
обучающимся демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено
индивидуальное отношение, однако допущены небольшие технические и стилистические
неточности. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность
выполненного задания. Обучающийся в целом обнаружил понимание материала;
оценка «3» (удовлетворительно) выставляется при демонстрировании достаточного
минимума в исполнении поставленной задачи, когда обучающийся демонстрирует
ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение элементов задания.
Требования выполнены с большими неточностями и ошибками, слабо проявляется
осмысленное и индивидуальное отношение, обучающийся показывает недостаточное
владение техническими приемами. Выявлен неполный объём знаний, пробелы в усвоении
отдельных тем;
оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется при отсутствии выполнения
минимального объема поставленной задачи, при выявлении обучающимся грубых
технических ошибок и плохого владения материалом, демонстрации значительных
пробелов в усвоении изученных тем;
Критерии оценки для итоговой аттестации по учебному предмету «История
хореографического искусства»:
оценка «5» (отлично) выставляется при 90% – 100% правильных ответов
обучающегося, демонстрации полного овладения пройденным материалом;
оценка «4» (хорошо) выставляется при 70% – 89% правильных ответов
обучающегося, при достаточно полной ориентации в пройденном материале, его
понимания;
оценка «3» (удовлетворительно) выставляется при 50% – 69% правильных ответов
обучающегося, при частичном понимании пройденного материала, выявлении неполного
объёма знаний, пробелов в усвоении отдельных тем;
оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется при отсутствии ответа либо
выявлении эпизодического усвоения материала, грубых ошибок в изложении изученного
материала.
7. Программа творческой, методической и культурно-просветительной
деятельности МБУДО «ДШИ г. Макарова» в контексте реализации дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество» (срок обучения 8 лет)
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости для
обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовнонравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности
МБУДО «ДШИ г. Макарова создает комфортную развивающую образовательную среду,
обеспечивающую возможность:
выявления и развития одаренных детей в области хореографического искусства;
организации творческой деятельности обучающихся путем проведения и участия в
конкурсах, фестивалях, концертах, творческих вечерах, театрализованных представлениях и др.;
организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с
другими образовательными организациями и социальными партнёрами МБУДО «ДШИ г.
Макарова»;
использования в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства,
а также современного развития хореографического искусства и образования;
эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических
работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
построения содержания программы «Хореографическое творчество» с учетом
индивидуального развития детей.
Комфортная развивающая среда предполагает организацию творческой,
методической и культурно-просветительской деятельности.
Творческая и культурно-просветительская деятельность ОУ направлена на
развитие творческих способностей обучающихся, пропаганду среди различных слоев населения
лучших достижений отечественного и зарубежного хореографического искусства, их
приобщение к духовным ценностям, создание необходимых условий для совместного труда,
отдыха детей, родителей (законных представителей). Творческая деятельность предполагает
активное участие обучающихся и преподавателей в творческих мероприятиях. Культурнопросветительная деятельность предполагает организацию посещений обучающимися
учреждений и организаций культуры. С целью реализации творческой и культурнопросветительной деятельности в ОУ созданы учебные творческие коллективы: (фактические
показатели ОУ) ОУ обладает правом использования творческих работ, выполненных
обучающимися в процессе освоения программы «Хореографическое творчество» в методической
деятельности, если иные условия не оговорены договором между образовательным учреждением
и родителями (законными представителями) обучающихся. Возможна организация творческой и
культурно-просветительной деятельности совместно с другими ОУ, в том числе по различным
видам искусств, образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего
профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные
программы в области хореографического искусства.
При реализации программы «Хореографическое творчество» в ОУ осуществляется
методическая деятельность. Она направлена на совершенствование образовательного
процесса (в том числе – образовательных программ, форм и методов обучения) с учетом развития
творческой индивидуальности обучающегося. Реализация программы «Хореографическое
творчество» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
Методическая работа призвана решать следующие задачи:
- организация активного участия членов педагогического коллектива в планировании
развития учреждения и его реализации, а также в инновационной, опытно-экспериментальной
деятельности школы;
- обеспечение условий повышения профессиональной компетенции, роста педагогического
мастерства и развития творческого потенциала преподавателей;
экспертно-диагностическое
и
аналитическое
обеспечение
образовательновоспитательного процесса;
- изучение и внедрение инноваций в области образования и воспитания;
- изучение, обобщение, популяризация передового педагогического опыта;
- изучение и распространение новых методик, технологий, программ, учебников и др.;
- реализация решений педагогического совета по методическим вопросам;
- организация выставок научно-методической и учебно-методической литературы;
- методическая помощь молодым преподавателям.
Программа творческой, культурно-просветительской и методической деятельности
включает в себя мероприятия, имеющие периодический, системный характер.
Данная программа включается ежегодно в единые планы работы ОУ на учебный год.