ДООП ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА»

СОСТАВЛЕНА на основании примерных программ, рекомендованных федеральным агентством по
культуре и кинематографии научно - методическим центром по художественному образованию
(Москва 2002-2006г.)

Одобрено школьным
методическим объединением
МБУДО «ДШИ»
«19» сентября 2020 г.

Разработчик: Усова Марина Олеговна, зам. директора МБУДО «ДШИ г.Макарова»
Рецензент: Сталевская Наталья Анатольевна, директор МБУДО «ДШИ г Макарова»

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы.
3. Учебный план.
4. График образовательного процесса.
5. Программы учебных предметов.
6. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации, результатов освоения
образовательной программы обучающимися.
7. Программа
творческой,
методической
и
культурно-просветительской
деятельности
образовательного учреждения.

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика образовательной программы, ее место и роль в образовательном процессе
Дополнительная
общеразвивающая
образовательная
программа
в области изобразительного искусства «Основы изобразительного творчества» (далее - Программа) с
4-летними сроком освоения разработана во исполнение части 2 статьи 83 Федерального Закона «Об
образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012года №273-ФЗ на основании рекомендаций
по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих
программ в области искусства (Приложение к письму Минкультуры России от 19 ноября 2013г.
№191). Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008).
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы) – Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242.
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14
(постановление Главного государственного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
Программа является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования «ДШИ г. Макарова», разработана с учетом настоящих
рекомендаций (ч.21, ст.83), а также кадрового потенциала и материально-технических условий
образовательной организации, региональных особенностей.
Программа имеет художественную направленность, так как ориентирована на развитие общей и
эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко
выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения,
творческой самореализации учащихся с учетом их возможностей и мотивации. Актуальность
программы в области изобразительного искусства заключается в создании особой, развивающей
образовательной среды, которая способствует не только формированию у учащихся комплекса
знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, но и направлена на воспитание и
развитие у обучающихся эстетических взглядов, потребности общения с духовными ценностями, вне
зависимости от выбранного в дальнейшем направления профессионального роста.
ДООП «Основы изобразительного творчества» ориентирована на развитие творческих
способностей подрастающего поколения, формирование устойчивого интереса к творческой
деятельности; создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей.
Срок освоения образовательной программы составляет 4 года. Специального отбора учащихся
на данную программу нет. Возраст учащихся, приступающих к освоению ДООП «Основы
изобразительного творчества» - от 6,6 до 9 лет.
ДООП «Основы изобразительного творчества» обеспечивает освоение базового уровня
изобразительного искусства. Основной задачей данного уровня обучения является вовлечение
учащихся в процесс художественного творчества, приносящий радость общения с прекрасным и
ощущение собственной значимости.
По окончании срока освоения программы выпускники, успешно освоившие программу и
прошедшие итоговую аттестацию, считаются окончившими полный курс ДООП «Основы
изобразительного творчества». Учащимся, выдается свидетельство об окончании программы
«Основы изобразительного творчества».
Деятельность ребенка в области изобразительного искусства становится, подчас, основной
частью его жизни, заполняет активное жизненное пространство, поэтому рекомендуемая
4

продолжительность недельной аудиторной нагрузки в условиях реализации данной программы
может 4-5 часов в неделю в зависимости от года обучения.
Основной принцип, лежащий в основе Программы «Основы изобразительного творчества» единство эстетического воспитания и формирования навыков творческой деятельности учащихся.
Педагоги данного направления отмечают, что, занимаясь художественным творчеством, ребенок
сталкивается с теми же проблемами, которые ставит перед ними окружающий мир. Причина лежит в
необходимости преодолеть сопротивление материала (краски, уголь, пастель, пластилин, глина и
т.д.). В ходе художественной деятельности человек привыкает преодолевать трудности создания
нового, вовлекая все свои душевные силы в достижение цели, в решение проблемы. Таким путем
закладывается основа личностного роста и творческого развития.
Общеразвивающая программа реализуется посредством:
- личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное
самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности к успешной адаптации
в условиях быстро меняющегося мира;
- вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности;
- обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы в области искусства, а
также при наличии способностей ребенка, возможности его перевода с дополнительной
общеразвивающей программы на обучение по предпрофессиональной программе в области искусств.
Цель и задачи программы учебного предмета
Целью занятий по учебному предмету является обеспечение развития творческих способностей
и индивидуальности учащихся, овладение знаниями и представлениями об истории изобразительного
искусства, формирование практических умений и навыков в области изобразительного искусства,
рисования и художественного творчества, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в
области изобразительного искусства.
Задачи:
 развитие наблюдательности, умения видеть и воспринимать красоту окружающего мира;
 воспитание эмоциональной восприимчивости к произведениям искусства; формирование
элементов аналитического отношения к художественному творчеству - по его темам и средствам
выразительности;
 развитие эстетических, художественных, творческих способностей и дарований;
 воспитание целостного взгляда на мир, способности к самостоятельному осмыслению и
обобщению явлений действительности и искусства на основе формирования опыта собственной
деятельности в области изобразительного творчества, овладения практическими умениями и
навыками.
Срок реализации программы учебного предмета
При реализации программы «Основы изобразительного творчества» со сроком обучения 4 года
продолжительность учебных занятий: первый год обучения - 33 недели (дополнительные каникулы),
со второго по четвертый год обучения составляет 34 учебных недели в год, по 4 -5 часов в неделю (в
зависимости от года обучения), из них – 4-5 часов – аудиторная нагрузка, 1 час – самостоятельная
работа.
Содержание Программы направлено на освоение следующих учебных предметов: «Рисунок»,
«Живопись», «Декоративно-прикладное творчество», «Беседы об искусстве».
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность в группе - от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в
5

соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Педагог может
также в процессе занятия организовывать учащихся в небольшие группы по 2-3 человека, чтобы они
имели возможность работать совместно, объединяя свои усилия в творческом процессе.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебных предметов;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки учащихся;
 формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание
учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
- игровой.
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных целей и задач и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях
изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и
видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут
пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебнометодической литературой по изобразительному, декоративно-прикладному искусству,
художественными альбомами.
Мастерская должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым оборудованием,
удобной мебелью, наглядными пособиями.
II.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Результатом освоения Программы «Основы изобразительного творчества» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области художественно- творческой подготовки:
-знаний основ цветоведения;
-знаний основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта,
ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики,
симметрии-ассиметрии;
-умений изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;
- умений работать с различными материалами;
6

-навыков организации плоскости листа, композиционного решения изображения.
в области историко-теоретической подготовки:
-первичных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства;
-первичных знаний основных эстетических и стилевых направлений в области декоративноприкладного искусства,
-выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области изобразительного искусства;
-великих мастеров изобразительного искусства.
Личностные результаты:
• формирование устойчивой мотивации к занятиям творческими видами деятельности;
• формирования умения анализировать свои художественно-творческие возможности;
• формирование умения способности обучающегося к саморазвитию и творческому росту;
• формирование умения применять приобретенные навыки в повседневной жизни.
Метапредметные результаты:
Познавательные
•развитие мотивации к художественно-творческим видам деятельности, самостоятельности,
активности;
• формирование навыка учебной и познавательной деятельности;
• овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия,
исполнения, оценки художественных композиций;
•определение наиболее эффективных способов достижения результата в исполнительской и
творческой деятельности.
Коммуникативные
• формирование культуры общения, активной жизненной позиции;
• формирование умения воспринимать себя как часть творческого коллектива;
• продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие).
Регулятивные
• формирование умения планировать свою деятельность и оценивать свои возможности;
• навыки решения нестандартных творческих задач в поставленных условиях.
• позитивная самооценка своих художественно-творческих возможностей.
Результаты освоения программы по учебным предметам обязательной части должны отражать:
«Рисунок»:
- знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;
- знание законов перспективы;
- умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
- умение последовательно вести длительную постановку;
- умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
- навыки владения линией, штрихом, пятном;
- навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;
- навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
«Живопись»:
- свойства живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
- разнообразные техники живописи;
7

- художественные и эстетические свойства цвета, основные закономерности создания цветового
строя;
- специальную терминологию.
«Декоративно-прикладное творчество»:
- знания о многообразии декоративно-прикладного искусства;
- знания о традиционных народных ремеслах;
- умения владеть различными техниками декоративно-прикладного творчества;
- умения приемом составления и использования композиции в различных материалах и техниках;
- навыки создания объектов в разных видах декоративно-прикладного творчества;
- навыки планировать последовательность выполнения работы на разных ее этапах.
«Беседы об искусстве»:
- сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах,
направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение
интереса к искусству и деятельности в сфере искусства;
- знание особенностей языка различных видов искусства;
- первичные навыки анализа произведения искусства;
- навыки восприятия художественного образа.

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Программа включает в себе следующие предметные области:
1. Предметы художественно-творческой подготовки:
«Рисунок» – 1 час в неделю;
«Живопись» - 1-2 часа в неделю (в зависимости от года обучения).
2. Предмет историко-теоретической подготовки:
«Беседы об искусстве» - 1 час в неделю.
3. Предмет по выбору:
«Декоративно-прикладное творчество» – 1 час в неделю.
А также самостоятельные занятия, которые предполагают выполнение индивидуальной творческой
работы учащегося при подготовке к выставкам в образовательной организации, а также для участия в
городских, региональных, всероссийских и международных мероприятиях.
8

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренных на освоение ДООП «Основы
изобразительного творчества» («Рисунок», «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество» и «Беседы
об искусстве»).
Вид учебной работы, нагрузки,
аттестации
Годы обучения
Полугодия
Аудиторные занятия в часах
Самостоятельная работа в часах
Максимальная учебная нагрузка в часах

Всего
часов

Затраты учебного времени
1-й год
1
2
64
68
16
17
80
85

2-й год
3
4
68 68
17 17
85 85

3-й год
5
6
68 68
17 17
85 85

4-й год
7
8
68 68
17 17
85 85

540
135
675

Учебный план для дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного
искусства
№

Наименование
предметной Количество аудиторных Аттестация (классы)
области/учебного предмета
часов в неделю
1 кл. 2кл.
3 кл. 4кл.
1.
Учебные
предметы 2
2
3
3
художественно-творческой
подготовки:
1.1 Рисунок
1
1
1
1
Конт. \урок 2кл, 3кл.
Зачет 4 кл.
1.2 Живопись
1
1
2
2
Выставка
работ-1кл,
2кл.3кл. Экзамен-4кл.
2.
Учебный предмет историко- 1
1
1
1
теоретической подготовки:
2.1 Беседы об искусстве
1
1
1
1
Контр. /урок- 2, кл.3кл.
Зачет 4 кл.
Учебный предмет по выбору:
1
1
1
1
3.1 Декоративно-прикладное
1
1
1
1
Выставка
работ-1кл,
творчество
2кл.3кл. 4кл.
Всего:
4
4
5
5
Примечания к учебному плану:
1. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа (ДООП) «Основы
изобразительного творчества» сроком освоения 4 года
2. Количественный состав групп по предметам должен составлять в среднем 6-10 человек.
3.Дополнительно необходимо предусмотреть:
- по предметам «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество» по 0,5 недельных учебных часа
на каждую группу учащихся 1-4 классов для подготовки художественных работ к участию в конкурсах и
выставках;
- дополнительно необходимо предусмотреть 30 недельных часов преподавательской работы на
каждую группу учащихся 1-3 классов для проведения учебной практики. Учебная практика проводится в
форме пленэра в течение 2 недель в летний или осенний период. Она может быть рассредоточена на
протяжении всего учебного года.
9

4. Выпускники 4 класса, успешно прошедшие итоговую аттестацию, считаются окончившими полный
курс ДООП «Основы изобразительного творчества». Учащиеся, проявившие особые способности и
склонности к продолжению образования в области изобразительного искусства могут перейти на
следующую ступень обучения - ДООП «Изобразительное творчество (повышенный уровень)» (срок
освоения – 3 года).
IV. ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
График образовательного процесса отражает бюджет времени реализации Программы и
утверждается в ДШИ ежегодно. При реализации Программы предусмотрены аудиторные и внеаудиторные
(самостоятельные) занятия. Продолжительность академического часа устанавливается уставом
образовательной организации и составляет 40-45 минут.
При реализации Программы со сроком обучения 4 года продолжительность учебного года составляет:
в первом классе - 33 недели, со второго по четвертый– 34 недели. В учебном году предусматриваются
каникулы в объеме не менее 4 недель. А в первом классе, для обучающихся по ОП со сроком обучения 4
года устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Осенние, зимние, весенние каникулы
проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального
общего и основного общего образования.
Качество реализации Программы обеспечивается за счет: доступности, открытости,
привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания Программы; наличия
комфортной развивающей образовательной среды; наличия качественного состава педагогических
работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю
преподаваемого учебного предмета.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 33-34 недель реализация аудиторных занятий, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть
направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение
дополнительных профессиональных образовательных программ.

V. ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
При реализации ДООП в области изобразительного искусства со сроком обучения 4 года
реализуются следующие учебные предметы:
1. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области изобразительного
искусства «Рисунок», 4 года обучения (1-4 класс).
2. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области изобразительного
искусства «Живопись», 4 года обучения (1-4 класс).
3. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области изобразительного
искусства «Беседы об искусстве», 4 года обучения (1-4 класс).
4. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области изобразительного
искусства «Декоративно-прикладное творчество», 4 года обучения (1-4 класс).
(Программы учебных предметов прилагаются)
VI.

СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ
АТТЕСТАЦИЙ

10

Оценка качества реализации общеразвивающей образовательной программы включает в себя
текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации
используются такие формы, как зачеты, контрольные уроки, устные опросы, письменные работы,
тестирование, технические зачеты, контрольные просмотры, выставки.
Текущий контроль
успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Для этого создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные
работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки.
Фонды оценочных средств соответствуют целям и задачам общеразвивающей программы, и ее
учебному плану.
При проведении зачета качество подготовки обучающегося фиксируется в зачетной ведомости
словом «зачет». При проведении дифференцированного зачета или контрольной работы качество
подготовки обучающегося оценивается по пятибалльной шкале: «отлично»; «хорошо»;
«удовлетворительно»; «неудовлетворительно». По завершении изучения учебных предметов по
итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании детской школы искусств.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые должны
соответствовать целям и задачам общеразвивающей программы, и ее учебному плану.
По окончании полугодий учебного года оценки выставляются по каждому изучаемому
предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов по учебному предмету
«Живопись». По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Требования к выпускному экзамену определяет
образовательное учреждение самостоятельно, разрабатываются критерии оценок итоговой
аттестации в соответствии с содержанием программы.
VII.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы представляет собой систему требований к учебно-методическим,
кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью
достижения планируемых результатов освоения Программы.
Качество реализации общеразвивающей программы должно обеспечиваться за счет:
- доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных
представителей) содержание общеразвивающей программы в области искусств;
- наличия комфортной развивающей образовательной среды;
-качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или
высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
Образовательная организация должна взаимодействовать с другими образовательными
организациями, реализующими образовательные программы в области искусств, с целью:
- обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной
методической поддержки, использование передовых педагогических технологий, организации
творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов,
фестивалей, мастер-классов, олимпиад);
- организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний,
выставочных залов, театров, музеев и др.);
- организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими
детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств.
Программа обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
11

Внеаудиторная работа используется на выполнение домашнего задания обучающимися,
посещение ими учреждений культуры, участие обучающихся в творческих мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и
обеспечивается учебниками, учебно-методическими
изданиями, конспектами лекций, аудио- и
видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
Реализация Программы обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся
с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам
и другим мероприятиям.
Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектован печатными и электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем
учебным предметам.
Образовательная организация может предоставлять обучающимся возможность оперативного
обмена информацией с отечественными образовательными организациями, учреждениями и
организациями культуры, а также доступ к современным базам данных и информационным ресурсам
сети Интернет.
Материально-технические условия обеспечивают возможность достижения обучающимися
результатов предусмотренных общеразвивающей программой в области искусств. Материальнотехническая база детской школы искусств соответствует санитарным и противопожарным нормам,
нормам охраны труда. Соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта
Минимально необходимый для реализации общеразвивающей Программы перечень учебных
аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения, соответствует
профилю
программы.

12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 07.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (42443) 52-2-92

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».