ДООП РАНЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В
ОБЛАСТИ «РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
СОСТАВЛЕНА на основании «Рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных
письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.03г. №191-01-39/06-ГИ

Одобрено педагогическим советом
МБУДО «ДШИ г. Макарова»
Протокол №
от «19» сентября 2020г.

Разработчик: Усова Марина Олеговна, зам. директора МБУДО «ДШИ г Макарова»
Сахалинской области.
Рецензент: Сталевская Наталья Анатольевна, директор МБУДО «ДШИ г. Макарова»
Сахалинской области.

СОДЕРЖАНИЕ
1.
Пояснительная записка.
2.
Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы.
3.
Учебный план.
4.
График образовательного процесса.
5.
Программы учебных предметов.
6.
Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации, результатов освоения
образовательной программы обучающимися.
7.
Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности
образовательного учреждения.

I.Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Раннее эстетическое
развитие» (далее Программа) разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»,
утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом
многолетнего педагогического опыта в области эстетического развития дошкольников в
муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей
«Детской школы искусств г. Макарова». Программа разработана и утверждена Учреждением
самостоятельно (часть 5 статьи 12) с учетом настоящих Рекомендаций (часть 21 статьи 83), а также
кадрового потенциала и материально-технических условий образовательной организации,
региональных особенностей. Является нормативно-управленческим документом муниципального
бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детской школы
искусств г. Макарова» (далее МБУДО «ДШИ г.Макарова»), определяет содержание и организацию
образовательного процесса, способствует эстетическому воспитанию граждан, привлечению
наибольшего количества детей к художественному образованию (часть 1статьи 83).
Программа направлена на:
- развитие творческих способностей детей в области музыкального и художественного
искусства в детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития детей;
- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
- формирование начальных творческих умений и навыков в области искусств.
В процессе освоения образовательной программы «Раннее эстетическое развитие»
раскрываются музыкальные способности и развиваются виды музыкального слуха: звуковысотный,
метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический. Кроме этого, инструментальное
музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной
выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию
тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают
красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них
активизируются музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей
развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание. Вместе с этим, неразрывная связь
изобразительного и декоративно-прикладного искусства с повседневной действительностью
пробуждает в ребенке эстетическое восприятие окружающего мира. Программа позволяет
определить уровень творческих способностей детей, что станет основой для выбора дальнейшего
маршрута освоения того или иного вида творческой деятельности.
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и
индивидуальности учащегося, формирование устойчивого интереса к самостоятельной деятельности
в области искусства.
Задачи программы:

- формирование у учащихся интереса к миру искусства и культуры;
- воспитание эстетического восприятия действительности;
- развитие активного восприятия искусства;
- развитие специальных музыкальных и художественных способностей;
- развитие самостоятельности, инициативы и импровизационных способностей у
- воспитание творчески-активной личности.

учащихся;

Принципы построения образовательного процесса
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- комплексный подход обучению;
- систематичность и последовательность;
- наглядность;
- уважение к ребенку, процессам и результатам его деятельности в сочетании с разумной
требовательностью.
Особенности построения образовательной деятельности
Программа «Раннее эстетическое развитие» является комплексной и включает в себя
следующие дисциплины: «Развитие музыкальных способностей», «Ритмика и танец», «Декоративноприкладное творчество». Программа направлена на развитие природных способностей, раскрытие
творческого потенциала личности дошкольника для осознанного выбора направления творческой
деятельности и осуществления предпрофессиональной подготовки в области искусств. Особое
внимание уделено эмоционально-чувственной, художественно-эстетической и ритмической сферам
развития учащихся. Данная программа разработана с учётом психофизических особенностей и
возможностей детей раннего возраста и строится на принципах внимания к потребностям и реакциям
детей, создания атмосферы доверия и партнёрства.
Эстетическое развитие детей пронизывает весь образовательный процесс. В программе «Раннее
эстетическое развитие» выделены определенные задачи, направленные на воспитание и обучение
детей эстетическими средствами. Выделяется два основных направления работы: музыкальное
воспитание и эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.
Музыкальное воспитание имеет громадное значение для «возрождения» ребенка, раскрытия его
души, оказывает положительное воздействие на всестороннее развитие. Разнообразные музыкальные
тембры, ритмы, темпы обогащают опыт детей, влияют на интенсивность и качество движений.
Положительные эмоции, которые возникают в процессе слушания и исполнения мелодий, песенок,
плясок, активизируют внимание, стимулируют речевую деятельность (особенно ее
коммуникативную функцию), развивают память, музыкальный слух. Педагоги используют музыку
как эмоциональную основу для общения, а также для развития взаимодействия со сверстниками.
Музыкальное воспитание закладывает в души детей надежду на добро, веру в его победу над силами
зла, воспитывает чувство возвышенности, учит умению проявлять свои эмоции.
Музыкальное воспитание находится в тесной связи с познавательной деятельностью детей

и направлено на формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса,
развитие чувства ритма и ритмичности движений.
Программой выделяются следующие виды музыкальной деятельности: слушание музыки,
пение, музыкально-ритмические движения и танцы, игра на шумовых музыкальных инструментах.
Слушание музыки способствует развитию эмоциональной сферы, слухового внимания и
слухового восприятия, музыкальности.
Пение (подпевание) стимулирует речевую деятельность, развивает внимание, способствует
развитию запоминания; формирует певческие навыки, музыкально-слуховые представления.
Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют развитию внимания, элементов
произвольной деятельности, координации движения, развитию ритмического чувства.
Игра на шумовых музыкальных инструментах способствует развитию слухового и
музыкального восприятия, чувства музыкального ритма, умению взаимодействовать и сотрудничать
с другими детьми.
Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства является одной из
центральных линий эстетического воспитания. Детей знакомят с произведениями изобразительного
искусства, формируют умение видеть прекрасное в предметах окружающей природы, жизни и быта
людей. Особую роль в становлении эстетического воспитания у детей играет развитие их
художественного восприятия при ознакомлении с произведениями живописи, графики, скульптуры,
предметов декоративно-прикладного искусства. Практическое воплощение идей эстетического
воспитания дошкольников связано с художественно-декоративной деятельностью.
Узловым моментом в организации образовательно-воспитательной работы на занятиях является
личностно-центрированная парадигма деятельности учащихся и преподавателя. Работа в данной
парадигме позволяет каждому ребенку найти в своей душе отклик на различные средства
эстетического воздействия, выразить собственные эстетические предпочтения и возможности,
реализовать практические умения в ситуации перманентного успеха. Эмоциональная включенность
ребенка в процесс эстетического воспитания является непременным условием эффективной
реализации всех задач, заложенных в программе.
В процессе музыкально-ритмической деятельности происходит усвоение и расширение словаря
детей. Запас усвоенных ими слов должен опираться на выработанные слуховые, голосовые,
ритмические навыки и умения.
Важным направлением работы на музыкальных занятиях является развитие у детей
подражательной способности в процессе выполнения ритмичных, игровых и плясовых движений под
музыку: притопы ногой, переступание с ноги на ногу.
При этом педагоги всегда должны сопровождать свои действия речевой инструкцией, чтобы в
дальнейшем научить детей выполнять танцевальные и игровые действия по словесной инструкции.

При развитии движений под музыку важно вызывать у детей двигательную активность,
формировать ориентировку в пространстве и координацию движений: ходить, поднимая колени;
бегать, топать, приседать; хлопать, махать рукой с предметом (погремушкой, султанчиком,
платочком); выполнять образные движения (кошка умывается, зайчики прыгают, птички летают).
На занятиях при развитии движений детей учат использовать все пространство помещения:
ходить и бегать группой к противоположной стене; ходить и бегать стайкой за взрослым; строиться и
ходить друг за другом; стоять в кругу, ходить по кругу, взявшись за руки. В данном разделе
программы также используются музыкально-дидактические игры, в процессе которых у детей
развиваются слуховое внимание и восприятие.
Срок обучения по программе «Раннее эстетическое развитие» - 2 года.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, - 5-6 лет.
Максимальная недельная нагрузка составляет 4 час в неделю. Занятия проходят в форме
групповых уроков.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме контрольных уроков.
II.
Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы
Результатом освоения программы является приобретение обучающимися специальных знаний,
умений и навыков.
Учебный предмет «Развитие музыкальных способностей» позволяет сформировать у
дошкольников первоначальных навыков творческого и ансамблевого исполнения и коллективного
музицирования. За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических навыков:
- владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритма;
- знать понятия лада в музыке (мажор и минор) и уметь отображать ладовую окраску в танцевальных
движениях;
- иметь первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах;
-иметь представление о длительности нот в соотношении с танцевальными шагами;
- уметь согласовывать движения со строением музыкального произведения;
-иметь навыки двигательного воспроизведения ритмических движений посредством
воспроизведения ударом в ладоши и музыкального инструмента;
- навыки игры на музыкальных инструментах в сочетании с музыкально-танцевальными
упражнениями.
Учебный предмет «Ритмика и танец» ставит целью развитие ритмической подготовки и
двигательной активности, а также формирование у учащихся элементарных танцевальных навыков.
За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических навыков:
- уметь выполнять комплексы упражнений;
-уметь сознательно управлять своими движениями;
-меть координировать движения;
- владеть изученными танцевальными движениями разных характеров и музыкальных темпов;
- уметь сочетать навыки музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями;
- знать основные понятия, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке.
Учебный предмет «Декоративно-прикладное творчество» направлен на формирование
начальных представлений и навыков в области изобразительного искусства, а также развитие
образного и креативного мышления, творческой активности и самостоятельности в процессе
декоративно-прикладной деятельности. За время обучения учащиеся должны приобрести ряд
практических навыков:

- воспринимать и различать различные виды декоративно - прикладного творчества (рисование,
лепка, аппликация, вышивка, бисероплетение);
- использовать в рисовании различные цвета и оттенки для создания выразительных образов,
рисовать по представлению и с натуры, располагать изображение на всём листе;
- пользоваться при лепке стекой, лепить различные геометрические фигуры (круг, овал),
сочетать пластилин с природным материалом;
- в аппликации пользоваться ножницами, вырезать по нарисованному контуру простые фигуры,
детали. Сочетать способ вырезания с обрыванием для создания выразительного образа;
- в бисероплетении различать свободный способ нанизывания бисера и встречный, работать по
простым схемам, сочетать цвета, придавать поделкам форму;
- закреплять ткань в пяльцах, вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, шить швом «вперёд
иголку».
По окончании обучения учащиеся предоставляют работы по основным изученным
направлениям декоративно - прикладного творчества.

III.
Учебный план.
Учебный план по Программе разработан Учреждением самостоятельно в соответствии с
Законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании» на основе «Рекомендаций
по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих
программ в области музыкального исполнительства». Учебный план по программе является
локальным актом, утвержденный подписью руководителя Учреждения и заверен печатью
Учреждения. Учебный план Программы разработан с учетом опыта последних десятилетий по
реализации программ художественно-эстетической направленности в детских музыкальных школах
и школах искусств.
Учебный план по Программе является частью этой Программы и отражает структуру
Программы, определяет ее содержание и организацию образовательного процесса в Учреждении с
учетом:
-занятости детей в общеобразовательных организациях, т.е. параллельное освоение детьми
основных общеобразовательных программ.
-сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры
и искусства;
-индивидуального творческого развития детей;
-социально-культурных особенностей того или иного субъекта Российской Федерации.
Учебные планы разработаны с учетом графиков образовательного процесса по реализуемой
программе в области эстетического развития и сроков обучения по этой программе.
Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам
обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому
учебному предмету.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДООП отделения эстетического развития

№

Наименование учебного
предмета

Количество аудиторных часов
в неделю по годам обучения
(классам)
1кл.

2кл.

Всего часов
в год

1.

Учебные предметы
творческой подготовки:

6

6

198+198=396

1.

Развитие музыкальных
способностей

2

2

66+66=132

2.

Декоративно-прикладное
творчество (рисование, лепка)

2

2

66+66=132

3.

Ритмика и танец

2

2

66+66=132

6

6

198

198

Итого:

396

Примечание к учебному плану ДООП «Класс эстетического развития»:
1. ДООП «Класс эстетического развития» реализуется для детей 5-7 лет.
2. Все предметы учебного плана ДООП «Класс эстетического развития» - групповые.
3. Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, предусмотрен 1ч. в неделю в 1-2
классе концертмейстерский час на уроке ритмики.
4.По завершению освоения ДООП «Класс эстетического развития» учащимся выдается
свидетельство установленного МБУДО «ДШИ г. Макарова» образца.
IV.
График образовательного процесса.
График образовательного процесса отражает бюджет времени реализации Программы и
утверждается в ДШИ ежегодно. Продолжительность академического часа устанавливается уставом
образовательной организации и может составлять от 25 до 30 минут.
При реализации Программы со сроком обучения 2 года продолжительность учебного года
составляет: в первом и втором классе - 33 недели. В учебном году предусматриваются
дополнительные каникулы в объеме не менее 7 дней. Осенние, зимние, весенние каникулы
проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального
общего и основного общего образования. Качество реализации Программы обеспечивается за счет:
доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей)
содержания Программы; наличия комфортной развивающей образовательной среды; наличия
качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее
образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.

V.

Программы учебных предметов.

При реализации ДООП «Раннее эстетическое развитие» со сроком обучения 2 года
реализуются следующие учебные предметы:
1.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Развитие
музыкальных способностей».
2.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Декоративноприкладное творчество (рисование, лепка)».
3.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Ритмика и танец».
Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации, результатов
освоения образовательной программы обучающимися.
Реализация общеобразовательной программы «Раннее эстетическое развитие» предполагает
безотметочную систему оценивания освоения программы.
Оценка качества реализации образовательной программы «Раннее эстетическое развитие»
осуществляется методом наблюдения и диагностирования. Диагностика музыкальных и
художественно-творческих способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических
срезов развития. Для каждого года обучения определяются показатели и задания, которые позволяют
судить о динамике развития музыкальных и художественно-творческих способностей. Диагностика
проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими
группами, а некоторые – индивидуально. Диагностика проводится на программном материале.
VI.

Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности
образовательного учреждения.
Реализация ДООП в области эстетического развития обеспечивается наличием следующей
учебно-методической документации:
-рабочие учебные программы по предметам
-журналы учебных занятий по предметам
-нотные издания, методические рекомендации, пособия, аудио и видеозаписи;
Реализация учебной программы обеспечивается информационным сопровождением.
Для реализации программы есть минимально необходимый перечень учебных аудиторий,
специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения, включающий в себя:
учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов.
VII.

Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам,
нормам охраны труда.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 07.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (42443) 52-2-92

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».