ДООП ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»
СОСТАВЛЕНА на основании примерных программ, рекомендованных федеральным
агентством по культуре и кинематографии научно - методическим центром по
художественному образованию (Москва 2002-2006 г.)

Одобрено школьным
методическим объединением
МБУДО «ДШИ»
«19» сентября 2020 г.

Разработчик: Усова Марина Олеговна, зам. директора МБУДО «ДШИ г Макарова»
Сахалинской области.
Рецензент: Сталевская Наталья Анатольевна, директор МБУДО «ДШИ г. Макарова»
Сахалинской области.

СОДЕРЖАНИЕ
1.
Пояснительная записка.
2.
Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы.
3.
Учебный план.
4.
График образовательного процесса.
5.
Программы учебных предметов.
6.
Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации, результатов
освоения образовательной программы обучающимися.
7.
Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности
образовательного учреждения.

I. Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального исполнительства
(далее Программа) разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»,
утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом
многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на музыкальных инструментах в
муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей
«Детской школы искусств г. Макарова». Программа разработана и утверждена Учреждением
самостоятельно (часть 5 статьи 12) с учетом настоящих Рекомендаций (часть 21 статьи 83), а
также кадрового потенциала и материально-технических условий образовательной
организации, региональных особенностей. Является нормативно-управленческим документом
муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей
«Детской школы искусств г. Макарова» (далее МБУДО «ДШИ г.Макарова»), определяет
содержание и организацию образовательного процесса, способствует эстетическому воспитанию
граждан, привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию (часть
1статьи 83).
Программа основывается на принципе вариативности для различных возрастных
категорий детей и молодежи, обеспечивает развитие творческих способностей подрастающего
поколения, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Программы
является зоной эксперимента в освоении новых практик с учетом лучших традиций
художественного образования, запросов и потребностей детей и родителей (законных
представителей).
Программа направлена на:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих
творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем
музыкальной грамотности;
- приобретение умений и навыков сольного и ансамблевого исполнительства;
приобретение опыта творческой деятельности;
- овладение духовными и культурными ценностями народов мира;
- приобщение детей к ансамблевому музицированию.
Программа разработана с учетом сохранения единства образовательного пространства
Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Программа реализуется посредством:
• личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовнонравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности,
способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;

• вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития
личности;
• обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы в области того
или иного вида искусств, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих
способностей ребенка, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей
программы в области искусств на обучение по предпрофессиональной программе.
Цели и задачи.
Программа ориентирована на:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих
уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке, доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать
свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе
коллективного музицирования;
- осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,
умению давать объективную оценку своему труду;
- формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в
образовательном процессе;
-уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам;
- пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,
определению наиболее эффективных способов достижения результата.
С целью привлечения наибольшего количества детей к музыкальному творчеству,
обеспечения доступности художественного образования срок реализации Программы
составляет 4 года для детей в возрасте от 6 до 17 лет включительно. По окончании освоения
Программы выпускникам выдается документ, форма которого разработана Учреждением
самостоятельно.

Правила приема и порядок отбора детей в целях их обучения по Программе разработаны на
основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств», установленных к минимуму
содержания, структуре и условиям реализации этих программ, а также срокам их реализации.
Правила приема и отбора детей отражены в локальном акте, Уставе школы, утверждены
подписью руководителя и заверены печатью учреждения.

II.

Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной
программы

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих
знаний, умений и навыков:
в области исполнительской подготовки:
- навыков исполнения музыкальных произведений;
- умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и
стилей;
- навыков публичных выступлений;
- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкальнопросветительской деятельности образовательной организации.
в области историко-теоретической подготовки:
- первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;
- знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих
композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области
музыкального искусства);
- знаний основ музыкальной грамоты;
- знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
- знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.

III.

Учебный план.

Учебный план по Программе разработан Учреждением самостоятельно в соответствии с
Законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании» на основе
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области музыкального исполнительства». Учебный план по

программе является локальным актом, утвержденный подписью руководителя Учреждения и
заверен печатью Учреждения. Учебный план Программы разработан с учетом опыта последних
десятилетий по реализации программ художественно-эстетической направленности в детских
музыкальных школах и школах искусств.
Учебный план по Программе является частью этой Программы и отражает структуру
Программы, определяет ее содержание и организацию образовательного процесса в
Учреждении с учетом:
-занятости детей в общеобразовательных организациях, т.е. параллельное освоение
детьми основных общеобразовательных программ.
-сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере
культуры и искусства;
-индивидуального творческого развития детей;
-социально-культурных особенностей того или иного субъекта Российской Федерации.
Учебные планы разработаны с учетом графиков образовательного процесса по
реализуемой программе в области музыкального исполнительства и сроков обучения по этой
программе.
Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов по
годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по
каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку
обучающихся).
Срок освоения Программы составляет 4 года для детей поступивших в образовательное
учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и
обеспечивается учебниками, учебно-методическими изданиями, хрестоматиями в области
музыкального исполнительства, конспектами, аудио- и видеоматериалами в соответствии с
программными требованиями по каждому учебному предмету.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для дополнительной общеразвивающей программы
в области музыкального искусства- фортепиано
№

Наименование предметной
области/учебного предмета

1.

Учебные предметы
исполнительской подготовки:

1.1

основы музыкального
исполнительства
(фортепиано)

Количество аудиторных
часов в неделю
1кл. 2кл.
3кл.
4кл.
2
2
2
2

Аттестация
(классы)

1,5

ЗАЧЕТ 2КЛ.
ЭКЗАМЕН 4 КЛ.

1,5

2

2

1.2

музицирование(ансамбль,
подбор, чтение)

2.

0,5

0,5

1

1

Учебный предмет историкотеоретической подготовки

1

1

1

1

2.1

занимательное сольфеджио

1

1

1

1

3.

Учебный предмет по выбору:

1

1

1

1

3.1

вокальный ансамбль

1

1

1

1

Всего:

4

4

5

5

IV.

КОНТРОЛЬНЫЙ
УРОК 2КЛ.
ЗАЧЕТ 4КЛ.

ЗАЧЕТ 4КЛ.

КОНТРОЛЬНОЕ
ПРОСЛУШИВАНИЕ
4КЛ.

График образовательного процесса.

График образовательного процесса отражает бюджет времени реализации Программы и
утверждается в ДШИ ежегодно. При реализации Программы предусмотрены аудиторные и
внеаудиторные (самостоятельные) занятия. Продолжительность академического часа
устанавливается уставом образовательной организации и может составлять от 35 до 45 минут.
При реализации Программы со сроком обучения 4 года продолжительность учебного года
составляет: в первом классе - 33 недели, со второго по четвертый– 33 недели. В учебном году
предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. А в первом классе, для обучающихся
по ОП со сроком обучения 4 года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации
основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
Качество реализации Программы обеспечивается за счет: доступности, открытости,
привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания
Программы; наличия комфортной развивающей образовательной среды; наличия качественного
состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее
образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 33-34
недель - реализация аудиторных занятий, в остальное время деятельность педагогических
работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурнопросветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных
образовательных программ.
Образовательное Учреждение должно создать условия для взаимодействия с другими
Образовательными организациями, реализующими образовательные программы в области
музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности
восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы,

получения консультаций по вопросам реализации программы «Фортепиано», использования
передовых педагогических технологий.

V.

Программы учебных предметов.

При реализации ДОП в области «Музыкального исполнительсва» со сроком обучения 4
года реализуются следующие учебные предметы:
1.
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального
исполнительства по направлениям - «Фортепиано», «Баян», «Домра».
2.
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального
исполнительства «Музицирование».
3.
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального
исполнительства «Занимательное сольфеджио».
4.
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального
исполнительства «Вокальный ансамбль».
(Программы учебных предметов прилагаются)

VI.
Система и критерии оценок промежуточной и итоговой
результатов освоения образовательной программы обучающимися.

аттестации,

При оценивании учащегося, осваивающегося дополнительную общеразвивающую
программу, следует учитывать:
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
-овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальноисполнительской
деятельности:
сольном,
ансамблевом
исполнительстве,
подборе
аккомпанемента;
- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
Оценка качества реализации Программы включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Положение о текущем контроле знаний, промежуточной, итоговой аттестации
обучающихся является локальным нормативным актом Учреждения, который принят
методическим советом и утвержден руководителем. Промежуточная аттестация обучающихся
по Программе в учебном году составляет не более четырех зачетов. Проведение
промежуточной аттестации в форме экзаменов при реализации программы не рекомендуется.
В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой
аттестации могут использоваться зачеты, контрольные уроки, технические зачеты, контрольные
просмотры, концертные выступления. Текущий контроль успеваемости обучающихся и
промежуточная аттестация проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет. Критерии оценок промежуточной аттестации, текущего контроля
успеваемости обучающихся, итоговой аттестации, а также фонды оценочных средств,

позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки, разработаны и утверждены
Учреждением самостоятельно. Фонды оценочных средств соответствуют целям и задачам
программы и её учебному плану.
Критерии оценки
Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

Технически качественное и художественно осмысленное исполнение,
отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения.

4 («хорошо»)

Оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами
(как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст,
слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы
игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно») комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней
работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме экзамена.
Возможны другие формы завершения обучения. При выборе той или иной формы завершения
обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.
VII. Программа творческой, методической
деятельности образовательного учреждения.

и

культурно-просветительской

Реализация ДОП в области музыкального исполнительства» обеспечивается наличием
следующей учебно-методической документации:
-рабочие учебные программы по предметам
-журналы учебных занятий по предметам
-дневники и индивидуальные планы учащихся
-нотные издания, методические рекомендации, пособия, аудио и видеозаписи;
Реализация учебной программы обеспечивается информационным сопровождением:
доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам.
Библиотечный фонд учреждения должен быть укомплектован печатными и
электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической
литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений,
специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и
оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы .

Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочнобиблиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100
обучающихся.
Для реализации программы есть минимально необходимый перечень учебных аудиторий,
специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения, включающий в себя:
концертный зал с пианино, библиотеку, учебные аудитории для групповых,
мелкогрупповых и индивидуальных занятий. Учебные аудитории, предназначенные для
реализации учебных предметом «Фортепиано» оснащены пианино.
Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 07.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (42443) 52-2-92

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».