ДООП МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО (1)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО
ИСКУССТВА «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»

СОСТАВЛЕНА на основании примерных программ, рекомендованных федеральным агентством
по культуре и кинематографии научно - методическим центром по художественному
образованию (Москва 2002-2006 г.)

Одобрено школьным
методическим объединением
МБУДО «ДШИ»
«19» сентября 2021 г.

Разработчик: Усова Марина Олеговна, зам. директора МБУДО «ДШИ г Макарова»
Сахалинской области.
Рецензент: Сталевская Наталья Анатольевна, директор МБУДО «ДШИ г. Макарова»
Сахалинской области.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы.
3. Учебный план.
4. График образовательного процесса.
5. Программы учебных предметов.
6. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации, результатов освоения
образовательной программы обучающимися.
7. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности
образовательного учреждения.

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика образовательной программы, ее место и роль в образовательном процессе
Дополнительная общеразвивающая образовательная профориентационная программа в
области музыкального исполнительства (16-17 лет), (далее - Программа) со сроком освоения 2
года разработана во исполнение части 2 статьи 83 Федерального Закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29 декабря 2012года №273-ФЗ на основании рекомендаций по
организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих
программ в области искусства (Приложение к письму Минкультуры России от 19 ноября 2013г.
№191). Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 №
1008).
Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) – Письмо Минобрнауки РФ
от 18.11.2015 № 09-3242. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14 (постановление Главного государственного врача РФ
от 04.07.2014 № 41).
Программа является нормативно-управленческим документом муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования «ДШИ г. Макарова», разработана с
учетом настоящих рекомендаций (ч.21, ст.83), а также кадрового потенциала и материальнотехнических условий образовательной организации, региональных особенностей.
Программа имеет художественную направленность, так как ориентирована на развитие
эстетической культуры обучающихся, музыкальных способностей и склонностей, носит ярко
выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения,
творческой самореализации учащихся с учетом их возможностей и мотивации.
Предусматривает закрепление знаний, навыков и умений, полученных учащимися за полный
цикл обучения по музыкальному искусству.
Программа основывается на принципе преемственности, для учащихся второй ступени,
окончивших обучение по ДООП «Основы музыкального исполнительства» для учащихся 6-10
лет и ДООП «Музыкальное исполнительство» для учащихся 11-16 лет. Обеспечивает развитие
творческих способностей подрастающего поколения, формирование устойчивого интереса к
творческой деятельности. Программа является зоной эксперимента в освоении новых практик с
учетом лучших традиций музыкального образования, запросов и потребностей детей и
родителей (законных представителей).
Актуальной особенностью программы является максимальное приближение
теоретического и практического материала к требованиям, предъявляемым к абитуриентам при
поступлении в средние специальные музыкальные учебные заведения.
Содержание программы направлено на дальнейшее практическое освоение и закрепление
знаний по учебным предметам «Музыкальный инструмент (фортепиано)», «Музицирование
(ансамбль, подбор, чтение)», «Сольфеджио».
Срок освоения образовательной программы составляет 2 года. Специального отбора
учащихся на данную программу нет.
По окончании срока освоения программы выпускники, успешно освоившие программу и
прошедшие итоговую аттестацию, получают аттестат об окончании профориентационной
программы «Музыкальное исполнительство».
Общеразвивающая профориентационная программа реализуется посредством:

- личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовнонравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности к
успешной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;
- вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития
личности.
Программа направлена на:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития детей;
- совершенствования приобретенных детьми знаний, умений и навыков игры на
фортепиано, позволит творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с
повышенным уровнем музыкальной грамотности;
- приобретение умений и навыков сольного и ансамблевого исполнительства;
- приобретение опыта творческой деятельности;
- овладение духовными и культурными ценностями народов мира.
Программа разработана с учетом сохранения единства образовательного пространства
Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Цель и задачи программы учебного предмета
Целью занятий является обеспечение развития творческих способностей и
индивидуальности учащихся, овладение знаниями и представлениями о фортепианном
исполнительстве, дальнейшее формирование практических умений и навыков игры на
фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального
искусства.
Задачи:
• вовлечение одаренных обучающихся в исполнительскую деятельность, формирование
их мотивации к занятиям музыкой;
• воспитание эмоциональной восприимчивости к произведениям искусства;
формирование элементов аналитического отношения к музыкальному творчеству;
• развитие эстетических, художественных, творческих способностей и дарований;
• привитие устойчивого интереса и потребности в творческой исполнительской
деятельности с использованием доступного учебного-педагогического репертуара с учетом
индивидуальных способностей учащихся;
• воспитание целостного взгляда на мир, способности к самостоятельному осмыслению
и обобщению явлений действительности и искусства на основе формирования опыта
собственной деятельности в области музыкального творчества, овладения практическими
умениями и навыками.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся индивидуально. Такая форма занятий позволяет преподавателю
построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и подхода.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебных
предметов;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки учащихся;

• формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
- игровой.
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных целей и задач и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях
музыкального исполнительства.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам. Во время
самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного
материала по изучению предложенных тем. Библиотечный фонд укомплектовывается
печатными, электронными, учебно-методической литературой по музыкальному искусству,
нотными альбомами.

II.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих
знаний, умений и навыков:
2.1.1. в области исполнительской подготовки:
- навыков исполнения музыкальных произведений;
- умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и
стилей;
- навыков публичных выступлений;
- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкальнопросветительской деятельности образовательной организации.
2.1.2. в области историко-теоретической подготовки:
- первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;
- знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих
композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области
музыкального искусства);
- знаний основ музыкальной грамоты;
- знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
- знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Программа включает в себе следующие предметные области:
1.
Предметы творческой подготовки:
«Музыкальный инструмент (фортепиано)» – 2 час в неделю
«Музицирование (ансамбль, подбор, чтение)» - 1 часа в неделю
2. Предмет по выбору:
«Сольфеджио» – 1 часа в неделю.
А также самостоятельные занятия, которые предполагают выполнение творческой работы
учащегося при подготовке к концертным выступлениям в образовательной организации, а
также для участия в городских, региональных, всероссийских и международных мероприятиях.
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренных на освоение ДООП
«Музыкальное
испольнительство»
(«Музыкальный
инструмент
(фортепиано)»,
«Музицирование (ансамбль, подбор, чтение)», «Сольфеджио».
При реализации общеразвивающей программы со сроком обучения 2 года общий объём
аудиторной учебной нагрузки обязательной части, составляет 306 часов, в том числе по
предметным областям:
1.Творческая подготовка:
1.1. Музыкальный инструмент (фортепиано) -170 часов.
1.2. Музицирование (ансамбль, подбор, чтение) -68 часов.
2. Предмет по выбору:
3.1. Сольфеджио- 68 часов.
Программой предусмотрен объем времени на самостоятельную работу обучающихся, по
каждому учебному предмету (1 час в неделю).
Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не превышает 5 часов в неделю.
Аудиторная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не превышает 4 часов в
неделю (без учета времени на участие обучающихся в творческих и культурнопросветительских мероприятиях).
Учебный план для профориентационной ДООП «Музыкальное исполнительство»
(возраст уч-ся 16-17 лет) на 2021-2023 учебный год
№

Наименование предметной
области/учебного предмета

1.

Учебные предметы
творческой подготовки:
Музыкальный инструмент
(фортепиано)
Музицирование (ансамбль,
подбор, чтение)
Учебный предмет по выбору:
Сольфеджио
Всего:

1.1
1.2
2.
2.1

Количество аудиторных
часов в неделю
1 год
2 год
обучения
обучения
3
4

Аттестация
(классы)

2

3

Прослушивание

1

1

Прослушивание

1
1
4

1
1
5

Учебный план по Программе разработан Учреждением самостоятельно в соответствии с
Законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании» на основе
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области музыкального исполнительства». Учебный план по
программе является локальным актом, утвержденный подписью руководителя Учреждения и
заверен печатью Учреждения. Учебный план Программы разработан с учетом опыта последних
десятилетий по реализации программ художественно-эстетической направленности в детских
музыкальных школах и школах искусств.
Учебный план по Программе является частью этой Программы и отражает структуру
Программы, определяет ее содержание и организацию образовательного процесса в
Учреждении с учетом:
-занятости детей в общеобразовательных организациях, т.е. параллельное освоение
детьми основных общеобразовательных программ.
-сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере
культуры и искусства;
-индивидуального творческого развития детей;
-социально-культурных особенностей того или иного субъекта Российской Федерации.
Учебные планы разработаны с учетом графиков образовательного процесса по
реализуемой программе в области музыкального исполнительства и сроков обучения по этой
программе.
Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов по
годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по
каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку
обучающихся).
Срок освоения Программы составляет 2 года. Выполнение обучающимся домашнего
задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими
изданиями, хрестоматиями в области музыкального исполнительства, конспектами, аудио- и
видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному
предмету.

III.
ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
График образовательного процесса отражает бюджет времени реализации Программы и
утверждается в ДШИ ежегодно. При реализации Программы предусмотрены аудиторные и
внеаудиторные (самостоятельные) занятия. Продолжительность академического часа
устанавливается уставом образовательной организации и может составлять 40- 45 минут.
При реализации Программы со сроком обучения 3 года продолжительность учебного года
составляет 34 недели. В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4
недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при
реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего
образования.
Качество реализации Программы обеспечивается за счет: доступности, открытости,
привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания
Программы; наличия комфортной развивающей образовательной среды; наличия качественного
состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее
образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 33-34
недель - реализация аудиторных занятий, в остальное время деятельность педагогических
работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурнопросветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных
образовательных программ.
Образовательное Учреждение должно создать условия для взаимодействия с другими
Образовательными организациями, реализующими образовательные программы в области
музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности
восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы,
получения консультаций по вопросам реализации программы «Фортепиано», использования
передовых педагогических технологий.
III.
ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
При реализации ДООП в области «Музыкального исполнительства» со сроком обучения
2 года реализуются следующие учебные предметы:
1. Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального исполнительства
по направлениям - «Музыкальный инструмент (фортепиано)», 2 года обучения.
2. Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального исполнительства
«Музицирование (ансамбль, подбор, чтение)», 2 года обучения.
3. Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального исполнительства
«Сольфеджио», 2 года обучения
(Программы учебных предметов прилагаются)

VI.

СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ
АТТЕСТАЦИЙ

Оценка качества реализации общеразвивающей образовательной профориентационной
программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую
Для этого создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания,
контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания,
умения, навыки. Фонды оценочных средств соответствуют целям и задачам общеразвивающей
программы, и ее учебному плану.
При проведении зачета качество подготовки обучающегося фиксируется в зачетной
ведомости словом «зачет». При проведении дифференцированного зачета или контрольной
работы качество подготовки обучающегося оценивается по пятибалльной шкале: «отлично»;
«хорошо»; «удовлетворительно»; «неудовлетворительно». По завершении изучения учебных
предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая
заносится в свидетельство об окончании детской школы искусств. Оценки обучающимся
выставляются по окончанию четверти.
Итоговая аттестация проводится в форме экзамена по учебным предметам.
При оценивании учащегося, осваивающегося дополнительную общеразвивающую
программу, следует учитывать:
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
-овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальноисполнительской
деятельности:
сольном,
ансамблевом
исполнительстве,
подборе
аккомпанемента;
- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
Оценка качества реализации Программы включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Положение о текущем контроле знаний, промежуточной, итоговой аттестации
обучающихся является локальным нормативным актом Учреждения, который принят
методическим советом и утвержден руководителем. Промежуточная аттестация обучающихся по
Программе в учебном году составляет не более четырех зачетов. Проведение промежуточной
аттестации в форме экзаменов при реализации программы не рекомендуется.
В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой
аттестации могут использоваться зачеты, контрольные уроки, технические зачеты, контрольные
просмотры, концертные выступления. Текущий контроль успеваемости обучающихся и
промежуточная аттестация проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет. Критерии оценок промежуточной аттестации, текущего контроля
успеваемости обучающихся, итоговой аттестации, а также фонды оценочных средств,
позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки, разработаны и утверждены
Учреждением самостоятельно. Фонды оценочных средств соответствуют целям и задачам
программы, и её учебному плану.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме экзамена.
Возможны другие формы завершения обучения. При выборе той или иной формы завершения
обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.
VII.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Реализация Программы представляет собой систему требований к учебно-методическим,
кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы с
целью достижения планируемых результатов освоения Программы.
Качество реализации общеразвивающей программы должно обеспечиваться за счет:
- доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных
представителей) содержание общеразвивающей программы в области искусств;
- наличия комфортной развивающей образовательной среды;
-качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное
или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
Образовательная организация должна взаимодействовать с другими образовательными
организациями, реализующими образовательные программы в области искусств, с целью:
- обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения
постоянной методической поддержки, использование передовых педагогических технологий,
организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих
мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад);
- организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций
(выставочных залов, театров, музеев и др.);
- организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с
другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств.
Программа обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным
предметам.
Внеаудиторная работа используется на выполнение домашнего задания обучающимися,
посещение ими учреждений культуры, участие обучающихся в творческих мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и
обеспечивается учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций.
Реализация Программы обеспечивается консультациями для обучающихся, которые
проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам,
творческим конкурсам и другим мероприятиям.
Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектован печатными и электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической и нотной литературы
по всем учебным предметам.
Образовательная организация может предоставлять обучающимся возможность
оперативного обмена информацией с отечественными образовательными организациями,
учреждениями и организациями культуры, а также доступ к современным базам данных и
информационным ресурсам сети Интернет.
Материально-технические условия обеспечивают возможность достижения обучающимися
результатов предусмотренных общеразвивающей программой в области искусств.
Материально-техническая база детской школы искусств соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. Соблюдать своевременные сроки текущего и
капитального ремонта


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 07.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (42443) 52-2-92

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».