ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа
в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» (срок обучения 5 лет)
разработана на основании Федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства
«Хореографическое творчество», утверждённых приказами Министерства
культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. №158, от 26 марта 2013 года №280.
Одобрено школьным
методическим объединением
МБУДО «ДШИ»
«19» сентября 2020 г.
Разработчик: Усова Марина Олеговна, зам. директора МБУДО «ДШИ г.Макарова»
Сахалинской области.
Рецензент: Сталевская Наталья Анатольевна, директор МБУДО «Детской школы
искусств г.Макарова» Сахалинской области
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического
искусства «Хореографическое творчество».
3. Учебный план дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
4. График образовательного процесса МБУДО «ДШИ г. Макарова».
5. Программы
учебных
дисциплин
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программы
в
области
хореографического
искусства
«Хореографическое творчество».
6. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации, результатов
освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество» обучающимися.
7. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности
МБУДО «ДШИ г. Макарова» в контексте деятельности хореографического отделения.
1. Пояснительная записка
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество» (срок обучения 5 лет)
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа
искусств г. Макарова» Сахалинской области является системой учебно-методических
документов, сформированной на основе Федеральных государственных требований (далее –
ФГТ) к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество», утвержденных приказами
Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. №158 и от 26 марта 2013 г.
№ 280.
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество» определяет цели, ожидаемые
результаты, условия и пути реализации образовательного процесса, оценку качества
подготовки выпускника и включает в себя:
пояснительную записку;
планируемые
результаты
освоения
обучающимися
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического
искусства «Хореографическое творчество»;
учебный план дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»;
график образовательного процесса МБУДО «ДШИ г. Макарова»
программы
учебных
предметов
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программы
в
области
хореографического
искусства
«Хореографическое творчество»;
систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации, результатов
освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество» обучающимися;
программу творческой, методической и культурно-просветительской деятельности
хореографического отделения МБУДО «ДШИ г. Макарова».
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области
хореографического искусства МБУДО «ДШИ г. Макарова» «Хореографическое творчество»
направлена на:
выявление одаренных детей в области хореографического искусства в раннем
детском возрасте;
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития обучающихся;
приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в области
хореографического творчества;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
подготовку одаренных обучающихся к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического
искусства.
Материально-технические условия реализации дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной
программы
в
области
хореографического
искусства
«Хореографическое творчество» МБУДО «ДШИ г. Макарова» соответствуют санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда и обеспечены необходимыми учебными
аудиториями, специализированными кабинетами, а именно:
хореографический зал площадью 60 квадратных метров (количество обучающихся в
группе до 12 человек), оборудованный фортепиано, зеркальными панелями, балетными
станками, видео- и аудиооборудованием;
раздевалка для обучающихся;
нотная литература и фонотека для сопровождения занятий по учебным предметам
«ритмика», «гимнастика», «танец», «классический танец», «народно-сценический танец»,
«постановка концертных номеров»;
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий,
предназначенные для реализации учебных предметов «слушание музыки и музыкальная
грамота», «музыкальная литература», «история хореографического искусства», оснащены
фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью, наглядными пособиями,
учебно-методической литературой.
Реализация дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в
области хореографического искусства «Хореографическое творчество» МБУДО «ДШИ г.
Макарова» обеспечивается доступом всех обучающегося к нотным, учебно-методическим
фондам школы, сформированным согласно перечня учебных предметов учебного плана
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество». Во время самостоятельной
работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Реализация дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в
области хореографического искусства «Хореографическое творчество» МБУДО «ДШИ г.
Макарова» обеспечена педагогическими работниками, имеющими среднее и высшее
профессиональное образование, соответствующее профилям преподаваемых учебных
предметов.
Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, составляет
50% от общего числа преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество» МБУДО «ДШИ г. Макарова»
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 33
недели – реализация аудиторных занятий, 2 недели – проведение консультаций и
промежуточной аттестации обучающихся. Во внеурочное время деятельность педагогических
работников направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу,
различные формы повышение своей квалификации.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися ДПОП «Хореографическое
творчество»
При
приеме
на
обучение
по
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программы
в
области
хореографического
искусства
«Хореографическое творчество» МБУДО «ДШИ г. Макарова» путём организации и
проведения вступительных экзаменов проводит отбор детей с целью выявления их творческих
способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, просмотров,
позволяющих определить наличие способностей к художественно-исполнительской
деятельности.
Минимум содержания дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»
обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности обучающегося и
приобретение им в результате освоения следующих знаний, умений и навыков в предметных
областях:
в области хореографического исполнительства:
умение исполнять различные виды классического и народно-сценического танца;
умение выполнять комплексы специальных хореографических упражнений,
способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;
умение соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных
движений;
умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического
танца и разучивании хореографического произведения;
умение определять средства музыкальной выразительности в контексте
хореографического образа;
навыки музыкально-пластического интонирования;
навыки сохранения и поддержки собственной физической формы;
навыки публичных выступлений;
знание профессиональной терминологии;
в области теории и истории искусств:
знание основных этапов развития хореографического искусства;
знание музыкальной грамоты;
элементарные знания о строении классических музыкальных форм и умение
осуществлять их элементарный анализ;
знание основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных
композиторов;
знание и слуховые представления программного минимума произведений
симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства;
знание основных элементов музыкального языка;
навыки восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров;
Результаты освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» по
учебным предметам обязательной части должны отражать:
ритмика:
знание основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;
знание понятия лада в музыке (мажор, минор) и умение отражать ладовую окраску в
танцевальных движениях;
первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах;
представление о длительностях нот в соотношении с танцевальными шагами;
умение согласовывать движения со строением музыкального произведения;
навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков;
навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями.
гимнастика:
знание анатомического строения тела;
знание приемов правильного дыхания;
знание правил безопасности при выполнении физических упражнений;
знание комплексом упражнений на развитие гибкости корпуса;
умение выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики с учетом
индивидуальных особенностей организма;
умение сознательно управлять своим телом;
навыки координации движений.
классический танец:
знание элементов и основных комбинаций классического танца;
знание средств создания образа в хореографии;
знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных
средств;
умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;
умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль;
навыки взаимодействия с партнерами на сцене;
навыки музыкально-пластического интонирования.
народно-сценический танец:
знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;
знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с
партнерами на сцене;
знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных
средств;
умение исполнять различные виды народно-сценического танца, произведения
учебного хореографического репертуара;
умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль при исполнении
народно-сценического танца;
умение запоминать и воспроизводить текст народно-сценических танцев;
навыки музыкально-пластического интонирования.
подготовка концертных номеров:
умение осуществлять подготовку концертных номеров;
умение работать в танцевальном коллективе;
умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
навыки творческой работы над хореографическим произведением на репетиции;
навыки участия в репетиционной работе.
слушание музыки и музыкальная грамота:
знание специфики музыки как вида искусства;
знание музыкальной терминологии, актуальной для хореографического искусства;
знание основ музыкальной грамоты (размер, динамика, темп, строение музыкального
произведения);
умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные
произведения;
умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического
искусства;
умение запоминать и воспроизводить метр, ритм и мелодику несложных музыкальных
произведений.
музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
знание основных исторических периодов развития мировой музыкальной культуры,
основных направлений, стилей и жанров;
знание творческого наследия выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
знание основных элементов музыкального языка и принципов формообразования;
умение ориентироваться в музыкальных произведениях различных направлений и
стилей;
умение характеризовать жанровые особенности, образное содержание и форму
музыкальных произведений;
навыки восприятия музыкального произведения, умению выражать к нему свое
отношение.
история хореографического искусства:
знание основных этапов развития хореографического искусства;
знание основных отличительных особенностей хореографического искусства
различных исторических эпох, стилей и направлений;
знание персоналий выдающихся представителей хореографического искусства
различных эпох;
3. Учебный план
Учебный план дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» (срок
обучения 5 лет) разработан МБУДО «ДШИ г. Макарова» в соответствии ФГТ и с учетом
примерных учебных планов, рекомендованных Министерством культуры Российской
Федерации.
Учебный план дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» (срок
обучения 5 (6) лет) отражают структуру дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной
программы
в
области
хореографического
искусства
«Хореографическое творчество», определяют содержание и организацию образовательного
процесса в МБУДО «ДШИ г. Макарова» с учетом:
индивидуального творческого развития детей;
обеспечения преемственности предпрофессиональных программ и основных
профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего
образования в области искусств;
сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в
сфере культуры и искусства;
Учебный план дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» (срок
обучения 5 лет) разработан с учетом графиков образовательного процесса по реализуемой
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество» сроком обучения 5 лет.
Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов по
годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по
каждому учебному предмету: максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку
обучающихся.
Представленным
учебным
планом
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программы
в
области
хореографического
искусства
«Хореографическое творчество» предусмотрены следующие структурные части:
а) предметные области обязательной части:
хореографическое исполнительство (ПО.01: УП.01, УП.02, УП.03, УП.04, УП.05);
теория и история искусств (ПО.02: УП.01, УП.02, УП.03);
б) предметные области вариативной части (В.00: В.01);
г) аттестация:
промежуточная аттестация (А.04.00: ПА.04.01);
итоговая аттестация (ИА.04.02: ИА.04.02.01, ИА.04.02.02, ИА.04.02.03);
д) резерв учебного времени.
При реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» со
сроком обучения 5 лет объем аудиторной нагрузки по предметным областям (ПО) и учебным
предметам (УП) обязательной части составляет:
а) ПО.01.Хореографическое исполнительство:
УП.01.Ритмика – 66 часов;
УП.02.Гимнастика – 33 часа;
УП.03.Классический танец – 924 часа;
УП.04.Народно-сценический танец – 264 часа;
УП.05.Подготовка концертных номеров – 462 часа;
б) ПО.02.Теория и история искусств:
УП.01.Слушание музыки и музыкальная грамота – 49,5 часа;
УП.02.Музыкальная литература – 66 часов;
УП.03.История хореографического искусства – 66 часов.
Вариативная часть расширяет и углубляет подготовку обучающихся, определяемую
содержанием обязательной части, способствует получению обучающимися дополнительных
знаний, умений и навыков. При реализации дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной
программы
в
области
хореографического
искусства
«Хореографическое творчество» со сроком обучения 5 лет вариативная часть включает
следующие учебные предметы «Современный танец» и «Основы игры на музыкальном
инструменте (фортепиано)».
Объем времени аудиторных занятий вариативной части, предусмотренный МБУДО
«ДШИ г. Макарова» при реализации дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной
программы
в
области
хореографического
искусства
«Хореографическое творчество» со сроком обучения 5 лет составляет:
В.04.Современный танец – 132 часа;
При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество» предусмотрен объем времени
на самостоятельную работу обучающихся.
Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не превышает 26 часов в неделю.
Аудиторная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не превышает 14 часов в
неделю (без учета времени, предусмотренного на участие обучающихся в творческих и
культурно-просветительских мероприятиях МБУДО «ДШИ г. Макарова».
Занятия по учебным предметам учебного плана и проведение консультаций в МБУДО
«ДШИ г. Макарова осуществляется в форме групповых занятий численностью 4–12 человек
(по учебному предмету «Подготовка сценических номеров» – от 2-х человек),
индивидуальных занятий. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся
сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее
выполнение по каждому учебному предмету.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и
обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями,
конспектами лекций и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по
каждому учебному предмету.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое
творчество» на 2020-2021 учебный год при шестидневной учебной неделе: 1-ый класс при 5(6) – летнем обучении
УТВЕРЖДАЮ
И.о.директора МБУДО
«Детская школа искусств г. Макарова»
Сахалинской области
Сталевская Н.А.
«___»________________20__ г.
М.П.
ПО.01.УП.03. Классический танец
ПО.01.УП.04.
Народно-сценический
танец
2250,5-2646,5
2250,5
198-330
198
2052,5-2316,5
2052,5
1782
33
1749
66
66
33
66
33
924
924
264
264
9
10
11
12
13
14
Количество недель аудиторных
занятий
32
33
33
33
33
8
5-й класс
7
4-й класс
6
3-й класс
5
2-й класс
4
Распределение по года обучения
1-й класс
3
Промежуточная
аттестация (по
полугодиям)i
Экзамены
Индивидуальные
занятия
Структура и объем ОП
Обязательная часть
Хореографическое
ПО.01.
исполнительствоii
ПО.01.УП.01 Ритмика
ПО.01.УП.02. Гимнастика
Мелкогрупповые
занятия
2
Групповые занятия
1
Аудиторные занятия (в часах)
Трудоемкость в
часах
Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов
Самост.
работа
Трудоемкость в
часах
Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов
Максимальная
учебная
нагрузка
Зачеты,
контрольные
уроки
Нормативный срок обучения – 5 лет
Недельная нагрузка в часах
2
2
1-3-57-9
2
1
2…8
4…-8
4
6
6
6
6
2
2
2
2
Подготовка концертных
номеров
Теория и история
ПО.02.
искусства
Слушание музыки и
ПО.02.УП.01.
музыкальная грамота
Музыкальная литература
ПО.02.УП.02. (зарубежная,
отечественная)
История
ПО.02.УП.03. хореографического
искусства
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов по двум
предметным областям:
В.00.
Вариативная частьiii
Основы игры на
В.01.
музыкальном инструменте
История искусства
(изобразительного,
В.02.
театрального,
киноискусства)
В.03.
Современный танец
В.04.
Актерское мастерство
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:iv
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.03.00
Консультации v
К.03.01.
Ритмика
К.03.02.
Гимнастика
К.03.03.
Классический танец
Народно-сценический
К.03.04.
танец
Подготовка концертных
К.03.05.
номеров
ПО.01.УП.05.
462
2-4-68-10
462
2
346,5
165
181,5
82,5
33
49,5
2
132
66
66
6
132
66
66
2128,5
198
1
3
1
1
1,5
10,5
12
12
12
12
1930,5
12,5
13
13
13
13
2
2
2
2
10,5
14
14
14
14
2194,5
12,5
16
16
16
16
122
4
2
40
4
2
8
132
264
396
132
264
2194,5
122
1
3
1930,5
396
330
3
8
13
2524,5
3
4-6-8
9
10
16
10
Годовая нагрузка в часах
24
38
8
6
6
8
8
6
8
8
8
6
6
8
8
К.03.06.
К.03.07.
К.03.08
А.04.00
ПА.04.01.
ИА.04.02.
ИА.04.02.01
.
ИА.04.02.02
.
Слушание музыки и
музыкальная грамота
Музыкальная литература
(зарубежная,
отечественная)
История
хореографического
искусства
Аттестация
Промежуточная
(экзаменационная)
Итоговая аттестация
2
2
4
2
2
8
4
4
1
-
Годовой объем в неделях
4
1
1
1
2
Классический танец
2
1
Народно-сценический
танец
История
ИА.04.02.03
хореографического
.
искусства
Резерв учебного времени
0,5
0,5
1
5
1
1
1
1
Примечание к учебному плану
Занятия по учебным предметам «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец» проводятся раздельно с мальчиками и девочками.
При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия — от 11 человек; мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек (по учебному
предмету «Подготовка концертных номеров» - от 2-х человек, занятия с мальчиками по учебным предметам «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец» - от 3-х
человек); индивидуальные занятия.
3. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на
подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального общего и основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется следующим
образом:
«Гимнастика» - по 1 часу в неделю;
«Слушание музыки и музыкальная грамота» - по 1 часу в неделю;
«Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» - по 1 часу в неделю;
«История хореографического искусства» - по 1 часу в неделю.
1.
2.
4.
Бюджет времени в неделях:
Аудиторные
занятия, в том числе
промежуточная
Классы
аттестация в виде
зачетов и
контрольных уроков
I
32
II
33
III
33
IV
33
Промежуточная аттестация
(экзаменационная)
Резерв учебного времени
1
1
1
1
1
1
1
1
Итоговая аттестация
Каникулы
Всего
18
17
17
17
52
52
52
52
V
33
1
1
Итого:
164
5
5
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
2
17
52
86
260
В колонках 8 и 9 цифрой указываются полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация обучающихся. Номера полугодий обозначают полный
цикл обучения – 10 полугодий за 5 лет. При выставлении между цифрами «-» необходимо считать и четные и нечетные полугодия (например «6-10» –с 6-го по 10-й). Форму
проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по полугодиям, а также время их проведения в течение полугодия ДШИ устанавливает
самостоятельно в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде
контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ. Оценки по учебным предметам выставляются и по окончании
четверти.
Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются по всем учебным предметам предметной области «Хореографическое исполнительство» и консультациям по этим
учебным предметам в объеме до 80% аудиторного времени.
Учебный предмет вариативной части: «Современный танец» реализуется со второго класса. Аттестация по учебному предмету вариативной части проводится следующими формами
контроля: контрольным уроком, зачетом или экзаменом.
Объем максимальной нагрузки обучающихся не превышает 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации
могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени установлен из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации
проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной экзаменационной аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой
обучающихся на период летних каникул.
При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом
минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального общего и основного общего образования, реального объема активного
времени суток и планируется следующим образом: «Гимнастика» - по 1 часу в неделю в 1 классе; «Слушание музыки и музыкальная грамота» - по 1,5 часа в неделю в 1 классе;
«Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» - по 1 часу в неделю во 2 и 3 классах; «История хореографического искусства» - по 1 часу в неделю в 4 и 5 классах.
1.
График образовательного процесса
При реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» со
сроком обучения 5 лет продолжительность учебного года в 1–4 классах составляет 39 недель, в
5 классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в 1–5 классах составляет 33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. Летние
каникулы для обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»
устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения.
Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при
реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего
образования.
Учебный год для педагогических работников МБУДО «ДШИ г. Макарова» составляет
44 недели, из которых 33 недели – реализация аудиторных занятий, 2 недели – проведение
консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников
направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу согласно
плану работы МБУДО «ДШИ г. Макарова».
5. Программы учебных предметов дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области хореографического искусства
«Хореографическое творчество»
(прилагаются)
ПО.01.Хореографическое исполнительство:
УП.01.Ритмика;
УП.02.Гимнастика;
УП.03.Классический танец;
УП.04.Народно-сценический танец;
УП.05.Подготовка концертных номеров.
ПО.02.Теория и история искусств:
УП.01.Слушание музыки и музыкальная грамота;
УП.02.Музыкальная литература;
УП.03.История хореографического искусства.
В.00.Вариативная часть:
УП.01Современный танец.
6. Система и критерии оценок, используемые при проведении промежуточной
и итоговой аттестаций результатов освоения обучающимися дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество»
Оценка
качества
освоения
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программы
в
области
хореографического
искусства
«Хореографическое творчество» включает в себя текущий контроль успеваемости,
промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости по дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического
искусства «Хореографическое творчество» могут использоваться контрольные просмотры,
концертные выступления, контрольные уроки, контрольные работы, устные опросы,
письменные работы, тестирование, зачеты, академические концерты. Текущий контроль
успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на
определённый учебный предмет. По окончании каждой учебной четверти обучающимся
выставляются оценки по каждому изучаемому учебному предмету.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и
экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде просмотров
хореографических постановок, устных опросов, письменных работ, академических
прослушиваний. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени,
предусмотренного на определённый учебный предмет. По окончании полугодий учебного
года оценки выставляются по каждому изучаемому учебному предмету.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения, система и
критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости
обучающихся, фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные
работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и
навыки, разработаны с учетом ФГТ и отражены в программах учебных предметов
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество» (см. раздел 5 – приложения).
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации
обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании
МБУДО
«ДШИ
г.
Макарова» по
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программе
в
области
хореографического
искусства
«Хореографическое творчество».
Критерии оценки для промежуточной аттестации по учебным предметам
ПО.01.Хореографическое исполнительство.
При оценивании танцевальных номеров на недифференцированных зачётах и
контрольных уроках учитываются техника исполнения (ритмичность, ощущение сильных
и слабых долей, синхронность, использование связок между элементами танца, отсутствие
необоснованных пауз), композиция (сохранение рисунка танца, умение рационально
использовать танцевальную площадку, взаимодействие танцоров друг с другом),
сценическая культура (контакт со зрителем, использование реквизита, артистизм,
соответствие движений эстетическим нормам, наличие поклона, уход со сцены).
УП.01.Ритмика:
оценка «5» (отлично): знание музыкальной грамоты, технически качественное и
художественно осмысленное исполнение танцевальных движений, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения, владение танцевальными движениями с
предметами, ориентация в пространстве;
оценка «4» (хорошо): грамотное исполнение с небольшими недочетами как в
техническом плане, так и в художественном, осмысленное исполнение танцевальных
движений, владение танцевальными движениями с предметами, ориентация в
пространстве;
оценка «3» (удовлетворительно): исполнение с большим количеством недочетов,
невыразительное выполнение движений, слабая техническая подготовка, неумение
анализировать свое исполнение, незнание техники исполнения изученных движений;
оценка «2» (неудовлетворительно): исполнение с комплексом недостатков
вследствие нерегулярности посещения аудиторных занятий, а также интереса к ним,
невыполнение программных требований.
УП.02.Гимнастика:
оценка «5» (отлично): обучающийся демонстрирует владение разнообразным
комплексом упражнений, направленных на развитие конкретных физических данных:
подъем стопы, выворотность, танцевальный шаг, гибкость спины;
оценка «4» (хорошо): имеются незначительные ошибки или неточности в
осуществлении гимнастических упражнений;
оценка «3» (удовлетворительно): грубые ошибки в демонстрации упражнений;
оценка «2» (неудовлетворительно): учащийся не выработал навыки выполнения
гимнастических упражнения.
УП.03.Классический танец:
оценка «5» (отлично): обучающийся демонстрирует знание изученных комбинации,
технические возможности как исполнителя, владеет специальной терминологией,
исполнение комбинации отличается артистизмом и музыкальностью;
оценка «4» (хорошо): обучающийся демонстрирует знание изученных комбинации,
допускаются небольшие недостатки в исполнении (недотянутость стопы, недостаточная
выворотность), владеет специальной терминологией, исполнение комбинации отличается
артистизмом и музыкальностью;
оценка «3» (удовлетворительно): обучающийся демонстрирует частичное знание
основных комбинаций, недостаточно верное технически исполнение, слабое владение
терминологией, не проявляет исполнительский артистизм и музыкальность;
оценка «2» (неудовлетворительно): обучающийся демонстрирует незнание
комбинаций, неправильное исполнение, не знает специальную терминологию.
УП.04.Народно-сценический танец:
оценка «5» (отлично): обучающийся демонстрирует технические возможности как
исполнитель, умеет донести и раскрыть характер танцевального образа, выявляет яркие
музыкальные данные через раскрытие образного содержания характерного народного
танца, владеет специальной терминологией;
оценка «4» (хорошо): обучающийся демонстрирует средние возможности как
исполнитель, недостаточно полно раскрывает образ и характер танца, выявляет
достаточные музыкальные данные, владеет специальной терминологией;
оценка «3» (удовлетворительно): обучающийся демонстрирует формальный подход
к исполнению танца, частично доносит характер и не раскрывает образное содержание
танца, выявляет недостаточный уровень музыкальности при исполнении, частично владеет
специальной терминологией;
оценка «2» (неудовлетворительно): обучающийся демонстрирует отсутствие
технических возможностей при исполнении танца, не доносит характер и не выявляет
образное содержание танца, не владеет специальной терминологией
УП.05.Подготовка концертных номеров:
оценка «5» (отлично): обучающийся демонстрирует технические возможности как
исполнитель, умеет донести образ, характер или драматургию танцевального номера,
проявляет актерское мастерство, демонстрирует музыкальность через раскрытие
музыкальной темы танцевального номера, владеет специальной терминологией;
оценка «4» (хорошо): обучающийся демонстрирует средние возможности как
исполнитель, не достаточно полно доносит образ, характер или драматургию танцевального
номера, проявляет в достаточной мере артистизм и музыкальность, владеет специальной
терминологией в достаточной мере;
оценка «3» (удовлетворительно): обучающийся демонстрирует формальный подход
к исполнению танцевального номера, слабый артистизм, недостаточную музыкальность,
владеет специальной терминологией частично;
оценка «2» (неудовлетворительно): обучающийся демонстрирует неумение
технически исполнить танец, немузыкален и невыразителен при исполнении танца, не
выстраивает художественный образ танца, не владеет специальной терминологией.
Критерии оценки для промежуточной аттестации по учебным предметам
ПО.02.Теория и история искусств.
УП.01.Слушание музыки и музыкальная грамота:
оценка «5» (отлично): полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе
обучения;
оценка «4» (хорошо): оценка отражает ответ с небольшими недочетами;
оценка «3» (удовлетворительно): ответ с большим количеством недочетов, а именно:
не раскрыта тема, неточные знания, ошибки в изложении теоретического материала;
оценка «2» (неудовлетворительно): комплекс недостатков, являющийся следствием
отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий.
УП.02.Музыкальная литература:
оценка 5 («отлично»): содержательный устный или письменный ответ с верным
изложением фактов. Точное определение на слух тематического материала пройденных
сочинений. Свободное ориентирование в определенных эпохах (историческом контексте,
других видах искусств).
оценка 4 («хорошо»): устный или письменный ответ, содержащий не более 2-3-х
незначительных ошибок. Определение на слух тематического материала также содержит 23 неточности негрубого характера или одну грубую ошибку и одну незначительную.
Ориентирование в историческом контексте может вызывать небольшое затруднение,
требовать дополнительного времени на размышление, но в итоге дается необходимый
ответ.
оценка 3 («удовлетворительно»): устный или письменный ответ, содержащий 3
грубые ошибки или 4-5 незначительных. В определении на слух тематического материала
допускаются: 3 грубые ошибки или 4-5 незначительных. В целом ответ производит
впечатление поверхностное, что говорит о недостаточно качественной или
непродолжительной подготовке обучающегося.
оценка 2 («неудовлетворительно»): большая часть устного или письменного ответа
неверна; в определении на слух тематического материала более 70% ответов ошибочны.
Учащийся слабо представляет себе эпохи, стилевые направления, творчество композиторов
и др.
УП.02.История хореографического искусства:
оценка «5» (отлично): полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе
обучения;
оценка «4» (хорошо): отметка отражает ответ с небольшими недочетами;
оценка «3» (удовлетворительно): ответ с большим количеством недочетов, не
раскрыта тема, не сформировано умение свободно излагать свою мысль;
оценка «2» (неудовлетворительно): обучающийся демонстрирует недостатки,
являющиеся следствием отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости
аудиторных занятий;
Критерии оценки для промежуточной аттестации по учебным предметам
В.00.Вариативная часть.
В.01.УП.01.Современный танец:
оценка «5» (отлично): Технически качественное и художественно осмысленное
исполнение танцевальных движений, и комбинаций, отвечающее всем требованиям на
данном этапе обучения, владение специальной терминологией;
оценка «4» (хорошо): грамотное исполнение с небольшими недочетами как в
техническом плане, так и в художественном, осмысленное исполнение танцевальных
движений, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения, владение
специальной терминологией;
оценка «3» (удовлетворительно): исполнение с большим количеством недочетов,
неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка,
неумение анализировать свое исполнение, незнание исполнения изученных движений,
частичное владение специальной терминологией;
оценка «2» (неудовлетворительно): комплекс недостатков, являющийся следствием
отсутствия регулярных аудиторных занятий, а также интереса к ним, невыполнение
программных требований, не владение специальной терминологией.
Итоговая аттестация обучающихся проходит за пределами аудиторных учебных
занятий. Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся отражены в
программах
учебных
предметов
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программы
в
области
хореографического
искусства
«Хореографическое творчество» (см. раздел 5 – приложения). Итоговая аттестация
проводится в форме выпускных экзаменов, временной интервал между которыми должен
быть не менее трех календарных дней:
классический танец;
народно-сценический танец;
история хореографического искусства.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать
знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
знание основных исторических периодов развития хореографического искусства во
взаимосвязи с другими видами искусств;
знание профессиональной терминологии, хореографического репертуара;
умение исполнять различные виды танца: классический, народно-сценический;
навыки музыкально-пластического интонирования;
навыки публичных выступлений;
наличие кругозора в области хореографического искусства и культуры.
По итогам выпускного экзамена выставляются оценки «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Критерии оценки для итоговой аттестации по учебным предметам «Классический
танец» и «Народно-сценический танец»:
оценка «5» (отлично) выставляется при исчерпывающем выполнении поставленной
задачи, за безупречное исполнение задания, в том случае, если задание исполнено ярко и
выразительно, убедительно и законченно по форме. Проявлено индивидуальное отношение
к материалу для достижения наиболее убедительного воплощения художественного
замысла. Выявлено свободное владение материалом, объём знаний соответствует
программным требованиям;
оценка «4» (хорошо) выставляется при достаточно полном выполнении
поставленной задачи (в целом), за хорошее исполнение задания, в том случае, если
обучающимся демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено
индивидуальное отношение, однако допущены небольшие технические и стилистические
неточности. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность
выполненного задания. Обучающийся в целом обнаружил понимание материала;
оценка «3» (удовлетворительно) выставляется при демонстрировании достаточного
минимума в исполнении поставленной задачи, когда обучающийся демонстрирует
ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение элементов задания.
Требования выполнены с большими неточностями и ошибками, слабо проявляется
осмысленное и индивидуальное отношение, обучающийся показывает недостаточное
владение техническими приемами. Выявлен неполный объём знаний, пробелы в усвоении
отдельных тем;
оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется при отсутствии выполнения
минимального объема поставленной задачи, при выявлении обучающимся грубых
технических ошибок и плохого владения материалом, демонстрации значительных
пробелов в усвоении изученных тем;
Критерии оценки для итоговой аттестации по учебному предмету «История
хореографического искусства»:
оценка «5» (отлично) выставляется при 90% – 100% правильных ответов
обучающегося, демонстрации полного овладения пройденным материалом;
оценка «4» (хорошо) выставляется при 70% – 89% правильных ответов
обучающегося, при достаточно полной ориентации в пройденном материале, его
понимания;
оценка «3» (удовлетворительно) выставляется при 50% – 69% правильных ответов
обучающегося, при частичном понимании пройденного материала, выявлении неполного
объёма знаний, пробелов в усвоении отдельных тем;
оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется при отсутствии ответа либо
выявлении эпизодического усвоения материала, грубых ошибок в изложении изученного
материала.
7. Программа творческой, методической и культурно-просветительной
деятельности МБУДО «ДШИ г. Макарова» в контексте реализации дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество» (срок обучения 5 лет)
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости для
обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовнонравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности
МБУДО «ДШИ г. Макарова создает комфортную развивающую образовательную среду,
обеспечивающую возможность:
выявления и развития одаренных детей в области хореографического искусства;
организации творческой деятельности обучающихся путем проведения и участия в
конкурсах, фестивалях, концертах, творческих вечерах, театрализованных представлениях и др.;
организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с
другими образовательными организациями и социальными партнёрами МБУДО «ДШИ г.
Макарова»;
использования в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства,
а также современного развития хореографического искусства и образования;
эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических
работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
построения содержания программы «Хореографическое творчество» с учетом
индивидуального развития детей.
Комфортная развивающая соседа предполагает организацию творческой,
методической и культурно-просветительской деятельности.
Творческая и культурно-просветительская деятельность ОУ направлена на
развитие творческих способностей обучающихся, пропаганду среди различных слоев населения
лучших достижений отечественного и зарубежного хореографического искусства, их
приобщение к духовным ценностям, создание необходимых условий для совместного труда,
отдыха детей, родителей (законных представителей). Творческая деятельность предполагает
активное участие обучающихся и преподавателей в творческих мероприятиях. Культурнопросветительная деятельность предполагает организацию посещений обучающимися
учреждений и организаций культуры. С целью реализации творческой и культурнопросветительной деятельности в ОУ созданы учебные творческие коллективы: (фактические
показатели ОУ) ОУ обладает правом использования творческих работ, выполненных
обучающимися в процессе освоения программы «Хореографическое творчество» в методической
деятельности, если иные условия не оговорены договором между образовательным учреждением
и родителями (законными представителями) обучающихся. Возможна организация творческой и
культурно-просветительной деятельности совместно с другими ОУ, в том числе по различным
видам искусств, образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего
профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные
программы в области хореографического искусства.
При реализации программы «Хореографическое творчество» в ОУ осуществляется
методическая деятельность. Она направлена на совершенствование образовательного
процесса (в том числе – образовательных программ, форм и методов обучения) с учетом развития
творческой индивидуальности обучающегося. Реализация программы «Хореографическое
творчество» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
Методическая работа призвана решать следующие задачи:
- организация активного участия членов педагогического коллектива в планировании
развития учреждения и его реализации, а также в инновационной, опытно-экспериментальной
деятельности школы;
- обеспечение условий повышения профессиональной компетенции, роста педагогического
мастерства и развития творческого потенциала преподавателей;
экспертно-диагностическое
и
аналитическое
обеспечение
образовательновоспитательного процесса;
- изучение и внедрение инноваций в области образования и воспитания;
- изучение, обобщение, популяризация передового педагогического опыта;
- изучение и распространение новых методик, технологий, программ, учебников и др.;
- реализация решений педагогического совета по методическим вопросам;
- организация выставок научно-методической и учебно-методической литературы;
- методическая помощь молодым преподавателям.
Программа творческой, культурно-просветительской и методической деятельности
включает в себя мероприятия, имеющие периодический, системный характер.
Данная программа включается ежегодно в единые планы работы ОУ на учебный год.