1
2
приказе Министерства культуры Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. №
86 «Об утверждении Положения о порядке и формах проведения итоговой
аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные
общеобразовательные программы в области искусств»,
приказе Министерства культуры Российской Федерации от 14 августа 2013
г. № 1145 «Об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным
предпрофессиональным программам в области искусств»,
приказе Министерства культуры Российской Федерации от 10.07.2013 №
975 «Об утверждении формы свидетельства об освоении дополнительных
предпрофессиональных программ в области искусств».
Порядком разработки установлена процедура разработки дополнительных
предпрофессиональных программ, реализуемых в детской школе искусств (далее
– ДШИ), определены лица, ответственные за разработку программ, полномочия
органов управления ДШИ по их утверждению, а также предусмотрен порядок
внесения изменений в дополнительные предпрофессиональные программы.
Дополнительная предпрофессиональная программа разрабатывается ДШИ
c учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена
на:
- создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- выявление одаренных детей в области искусства в раннем возрасте;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков в определенном виде
искусства;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные
организации,
реализующие
образовательные
программы
среднего
профессионального и высшего образования в области искусств.
При разработке дополнительной предпрофессиональной программы ДШИ
формулирует цель ее реализации, которая определяет ее содержание и
3
достижимые
результаты.
Целью
реализации
дополнительных
предпрофессиональных программ в области искусств является выявление
одаренных детей в той или иной области искусств, создание условий для их
художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими
знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусства, опыта творческой
деятельности,
а
также
осуществления
подготовки
одаренных
детей
к
поступлению в образовательные организации, реализующие образовательные
программы среднего профессионального и высшего образования в области
искусств.
При этом минимум содержания дополнительной предпрофессиональной
программы
должен
обеспечивать
целостное
художественно-эстетическое
развитие личности и приобретение обучающимся в процессе освоения
образовательной программы исполнительских (творческих) и теоретических
знаний, умений и навыков.
Дополнительная предпрофессиональная программа в области искусств
реализуется ДШИ с соблюдением сроков освоения программы, возраста
поступающих, предельного объема аудиторных часов недельной нагрузки,
установленных
соответствующими
федеральными
государственными
требованиями.
Реализация дополнительной предпрофессиональной программы в области
искусств осуществляется с учетом учебно-методических, кадровых, финансовых,
материально-технических
условий,
определенных
соответствующими
федеральными государственными требованиями.
Федеральными
государственными
требованиями
предусмотрена
следующая структура дополнительной предпрофессиональной программы в
области искусств:
пояснительная записка;
планируемые
программы;
учебный план;
результаты
освоения
обучающимися
образовательной
4
календарный учебный график;
рабочие программы учебных предметов;
система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения образовательной программы обучающимися;
программа творческой, методической и просветительской деятельности
образовательной организации.
I. Процедура разработки дополнительных предпрофессиональных
программ в области искусств
Разработке
дополнительной
предпрофессиональной
программы
предшествуют:
рассмотрение вопроса о целесообразности реализации дополнительной
предпрофессиональной
программы,
ее
востребованности,
конкурентоспособности;
анализ
учебно-методических,
кадровых,
финансовых,
материально-
технических условий, необходимых для реализации программы, и возможностей
ДШИ по их обеспечению;
подготовка материалов для учредителя и согласование вопроса о ее
реализации с последующим включением программы как новой образовательной
услуги в государственное (муниципальное) задание.
Приказом директора ДШИ утверждается рабочая группа по разработке
дополнительной предпрофессиональной программы, в которую входят:
заместитель директора по учебно-методической работе,
методист (при наличии),
заведующий соответствующим отделом (отделением),
ведущие преподаватели.
Приказом утверждается ответственное за разработку программы лицо и
сроки разработки программы.
Проект дополнительной предпрофессиональной программы в области
искусств направляется для рассмотрения в методический совет ДШИ (совет
5
ДШИ). По итогам рассмотрения формулируется заключение методического
совета ДШИ (совета ДШИ), которое направляется в педагогический совет ДШИ
для принятия решения. При положительном решении педагогического совета
директор издает приказ о реализации дополнительной предпрофессиональной
программы (например, с 2022-2023 учебного года).
Приказ о реализации дополнительной предпрофессиональной программы и
решение педагогического совета направляются учредителю, а также размещаются
на официальном сайте ДШИ.
На основе определенного учредителем количества мест для приема по
каждой дополнительной предпрофессиональной программе в области искусств
устанавливается объем государственного (муниципального) задания.
ДШИ самостоятельно определяет:
формы проведения индивидуального отбора по каждой дополнительной
предпрофессиональной
программе
в
области
искусств
(просмотр,
прослушивание, собеседование, показ и другие);
требования к уровню способностей и физическим данным поступающих (по
каждой форме индивидуального отбора);
систему оценок, применяемую при проведении индивидуального отбора;
условия и особенности приема для поступающих с ограниченными
возможностями здоровья.
ДШИ разрабатывает, утверждает и размещает на официальном сайте
учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных предметов и
аннотации к ним.
ДШИ
организует
рецензирование
программ
учебных
предметов.
Рецензентами программ учебных предметов могут быть: ведущие преподаватели
других детских школ искусств, преподаватели профессиональных учреждений и
учреждений
высшего
образования,
реализующих
соответствующие
образовательные программы в области искусств. Каждая программа по учебному
предмету имеет двух рецензентов, одним из них может быть представитель ДШИ
(внутренний рецензент).
6
II. Внесение изменений в действующую дополнительную
предпрофессиональную программу
В соответствии с приказом Минкультуры России от 02.07.2021 № 754 ДШИ
ежегодно обновляет дополнительные предпрофессиональные программы в
области искусств с учетом развития науки, техники, культуры, экономики,
технологий и социальной сферы.
При этом в соответствии с утвержденным планом работы ДШИ ежегодно
обновляет календарный учебный график, устанавливает режим проведения
занятий, разрабатывает программу творческой, методической и просветительской
деятельности. По инициативе и высказанным предложениям представителей
педагогического коллектива, групп преподавателей, администрации могут
вноситься изменения в учебный план, обновляться программы по учебным
предметам.
Процедура внесения изменений может быть аналогичной процедуре,
применяемой при разработке дополнительной предпрофессиональной программы.
Учебный план дополнительной предпрофессиональной
программы в
области искусств определяет трудоемкость программы, выраженную в
количестве часов аудиторных и самостоятельных занятий, включает перечень
учебных предметов, их последовательность и распределение по периодам
обучения,
консультационные
и
пленэрные
занятия
(при
надичии),
промежуточную аттестацию (п.22 ст.2 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации», раздел IV федеральных государственных требований).
Изменения в учебный план могут вноситься только при условии
недопущения ограничения прав обучающихся на полноту освоения программы,
сокращения объемов часов, предусмотренных по учебным предметам обязательной
и вариативной частей учебного плана. Действие новой редакции учебных планов
применяется к вновь поступившим в 1 класс на соответствующую дополнительную
предпрофессиональную программу.
Варианты внесения изменений в учебный план, которые могут применяться
7
в ДШИ: перераспределение объемов аудиторной учебной нагрузки по учебным
предметам обязательной и вариативной частей, консультационных часов, новая
редакция вариативной части, изменение графика промежуточной аттестации и
другие. ДШИ может вводить новые сроки обучения, предусмотренные
соответствующими федеральными государственными требованиями.
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
определена возможность формирования образовательных программ, различных
по уровню сложности (п. 3 ч. 1 ст. 11). Данный принцип формирования
содержания образования лежит в основе индивидуализации обучения и
разработки ДШИ индивидуальных учебных планов.
Индивидуальный учебный план обеспечивает освоение образовательной
программы путем индивидуализации ее содержания и с учетом особенностей и
образовательных
Федерального
потребностей
закона
«Об
конкретного
образовании
обучающегося
в
Российской
(п.23
ст.2
Федерации»).
Индивидуальный учебный план разрабатывается на основании локального
нормативного акта ДШИ, устанавливающего порядок его разработки.
Календарные учебные графики дополнительных предпрофессиональных
программ в области искусств являются круглогодичными и включают в себя
количество недель аудиторных занятий, время, отведенное для проведения
пленэрных занятий, время, предусмотренное для промежуточной и итоговой
аттестации, резерв учебного времени и каникулы, которые являются плановыми
перерывами при получении образования для отдыха детей и иных социальных
целей.
Календарный учебный график утверждается ДШИ ежегодно. Основанием
для обновления (изменения) календарного учебного графика может быть
установление периодов отмены (приостановки) для обучающихся занятий по
санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.
III.
Особенности разработки адаптированных дополнительных
предпрофессиональных программ
8
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов (далее – дети с ОВЗ) ДШИ может организовать образовательный
процесс по дополнительным предпрофессиональным программам с учетом
особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.
Обучение детей с ОВЗ осуществляется:
путем применения инклюзивных форм обучения;
на основе разработанных адаптированных программ.
При реализации адаптированных программ ДШИ создает специальные
условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных
предпрофессиональных программ в области искусств указанными категориями
обучающихся на основании медицинских показаний и в соответствии с
заключением
психолого-медико-педагогической
комиссии
(при
наличии).
Описание специальных условий является неотъемлемой частью адаптированной
дополнительной предпрофессиональной программы и включается в ее структуру.
Адаптированная
дополнительная
предпрофессиональная
программа
реализуется на основе разработанного индивидуального учебного плана (планов).
Индивидуальный учебный план может предусматривать частичное
использование дистанционных технологий и электронное обучение, а также
обучение на дому.
Сроки обучения по дополнительным предпрофессиональным программам
для детей с ОВЗ могут быть увеличены с учетом особенностей их
психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медикопедагогической комиссии.
Численный состав учебных групп, при наличии в них детей с ОВЗ, может
быть
уменьшен
по
сравнению
с
установленными
государственными требованиями нормативами.
федеральными